Привет, Гость!
Навигацыя
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

Капремонт в законе

Капремонт в законе

11 августа '12




Капремонт в законеГосдума приняла в первом чтении изменения в Жилищный кодекс, касающиеся создания системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Плату за капитальный ремонт многоквартирных домов предполагается возложить на собственников.

Большинством голосов депутатов Государственной думы 8 июня 2012 года был принят в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс и ряд других законодательных актов Российской Федерации, которым предусматривается создание новой системы сбора средств (платы) с собственников помещений в многоквартирных домах на цели их будущего капитального ремонта.

Целью данного законопроекта является формирование необходимых правовых основ для создания в субъектах Российской Федерации механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Законопроект обязывает органы государственной власти и местного самоуправления сформировать региональные системы капитального ремонта многоквартирных домов.

Проектом закона предоставлены широкие полномочия органам государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органам муниципального управления в области установления суммы сбора, порядка внесения и использования собираемых средств граждан и юридических лиц – собственников помещений в многоквартирных домах. Предполагается, что средства, вносимые собственниками, будут аккумулироваться в региональных фондах, которые будут создаваться субъектами РФ. В свою очередь, из таких фондов будут выделяться средства на капитальный ремонт тех домов, которые вошли в региональную или муниципальную программу капремонта. Иными словами, средства одних собственников могут расходоваться на ремонт домов, принадлежащих другим собственникам (система взаимного финансирования). Также собственники не смогут отремонтировать свой дом, когда посчитают нужным, а должны будут дожидаться своей очереди, которую будет устанавливать муниципалитет.

Автор законопроекта, первый заместитель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной думы Елена Николаева считает, что износ жилищного фонда в России сегодня достиг такой точки, что капитальные ремонты требуют принятия безотлагательных системных решений.

Между тем представители оппозиции указывают, что новый закон, если он будет принят окончательно, переложит на собственников старые, не выполненные государством обещания по капремонту. Об этом заявила глава Комитета по жилищной политике, член фракции «Справедливая Россия» Галина Хованская. «Это законопроект о том, кто в дальнейшем будет платить за капитальный ремонт, – заявила Хованская. – Ответ, казалось бы, очевиден: платить должны мы, собственники. Но нельзя забывать о старых обязательствах государства по недоремонту».

По мнению руководителя проекта Международной финансовой корпорации (IFC) по стимулированию инвестиций в жилищном секторе России Екатерины Левитанской, учитывая потребность в капитальном ремонте, только за счет обязательных платежей собственников МКД эту задачу не решить. «Необходимо создать систему для привлечения средств из иных источников, как это сделано в странах Центральной и Восточной Европы. Иначе очередность на получение финансирования может растянуться на многие десятки лет. А это, в свою очередь, не будет способствовать повышению мотивации и ответственности собственников за ремонт и содержание общего имущества. Средства будут обесцениваться, а дома приходить в упадок, ожидая очереди на капремонт», – говорит Екатерина Левитанская.

Предлагаемая законопроектом модель взаимного финансирования имеет ряд недостатков: низкая бюджетная поддержка всех уровней и такой же низкий уровень участия финансового сектора и собственников. Повышается и без того высокая зависимость от размещения денежных средств в системе коллективного финансирования и возрастает риск возникновения финансовой пирамиды без устойчивой поддержки со стороны финансово-кредитных организаций или бюджетных ресурсов. Также названная модель привлекательна для создания коррупционных схем.

Международный опыт, прежде всего опыт стран Центральной и Восточной Европы, показывает, что наиболее эффективный механизм для устойчивого финансирования капитального ремонта МКД состоит из трех основных элементов:

– регулярные платежи собственниками квартир в ремонтный фонд, формируемый в обязательном порядке в каждом многоквартирном доме;

– кредиты, предоставляемые коммерческими банками товариществам собственников жилья или жилищным кооперативам (совместно – ТСЖ) и жилищным управляющим компаниям (УК); при этом обеспечением по таким кредитам являются регулярные платежи собственников на ремонт и содержание МКД;

– государственная бюджетная поддержка в виде софинансирования капитального ремонта и предоставления гарантий банкам специально созданными государственными финансовыми институтами развития.

Соответственно, региональные системы капитального ремонта, которые будут создаваться субъектами РФ, должны не только предусматривать создание региональных фондов для аккумулирования средств собственников, но и создавать механизмы стимулирования собственников МКД и привлечения средств из внебюджетных источников (коммерческих банков).

По мнению экспертов, привлекавшихся к обсуждению принятого закона, в качестве одной из наиболее эффективных мер государственной поддержки целесообразно предусмотреть при создании региональных систем капитального ремонта образование региональных агентств (фондов) по гарантированию возвратности кредитных средств, предоставленных коммерческими банками на цели финансирования капитальных ремонтов и энергоэффективной модернизации жилого фонда собственниками МКД. Такие агентства (фонды) могут являться обеспечительным механизмом по возврату кредитных средств и действовать по аналогии с существующими во многих регионах гарантийными фондами для субъектов малого и среднего предпринимательства.

– Потенциал энергосбережения в жилом фонде может быть реализован наиболее полным образом при сочетании ремонта многоквартирных домов с одновременной энергоэффективной модернизацией, а также путем проведения дополнительных энергоэффективных мероприятий в ранее отремонтированных домах, – говорит Екатерина Левитанская. – Поэтому так важно совместить централизованную систему реализации государственной политики энергоэффективности и ресурсосбережения с системой финансирования из федерального и региональных бюджетов для стимулирования комплексного ремонта и энергоэффективной модернизации МКД.

Андрей Агафонов

В Минэнерго России состоялось заседание Межведомственного координационного совета по реализации Государственной программы РФ по энергосбережению до 2020 года.

В ходе заседания было отмечено, что средства федерального бюджета, выделяемые российским регионам, являются важнейшим инструментом государственной политики в сфере повышения энергоэффективности. Из 7 млрд. рублей, направленных государством на реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» в 2011 году, 5,2 млрд. рублей были впервые предоставлены регионам для решения первоочередных задач в сфере практического энергосбережения». Эти средства позволили привлечь на реализацию региональных программ по энергоэффективности из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников около 47 млрд. рублей.

Главным итогом заседания стало единогласное одобрение членами Межведомственного координационного совета предложенного распределения субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ по энергоэффективности. Субсидии на общую сумму около 5,7 млрд. рублей были распределены между 36 регионами. Следует отметить активность регионов: в этом году 70 субъектов РФ подали заявки, что явилось результатом активной подготовительной и разъяснительной работы Минэнерго России.

Минэнерго России должно подготовить и направить в заинтересованные ведомства проект распоряжения Правительства РФ об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также перечень субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются в 2012 году субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

По итогам заседания было решено поручить Минэнерго России подготовить предложения о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2011 года № 746. Изменения будут касаться срока подачи заявок на предоставление субсидий, пропорций распределения финансовых средств между категориями субъектов РФ, ранжированных в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности, отнесения субъектов РФ по категориям в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности.

Журнал Энергополис №6(58) июнь 2012

Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Google+