Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Какими должны быть российские ударные вертолетоносцы

Какими должны быть российские ударные вертолетоносцы

Какими должны быть российские ударные вертолетоносцы

21 августа '18




Какими должны быть российские ударные вертолетоносцы

Словами об отказе строить вертолетоносцы в «чистом виде» глава Минпрома Денис Мантуров спровоцировал спор среди флотоводцев и адмиралов. Одни считают, что РФ нужны более универсальные вертолетоносные корабли – УДК. Другие уверены, что вертолетоносцы не стоит строить вовсе. Кто прав?


В России вновь заговорили о целесообразности строительства вертолётоносцев. «Вертолётоносцев в чистом понимании этого слова строить не будут», – заявил в понедельник министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью агентству «Интерфакс», добавив, что носители вертолётов должны присутствовать в разных категориях судов МВФ, будь то авианесущие или десантные корабли.


А источник «РИА Новости» в судостроительной отрасли сообщил, что в Министерстве обороны России пока не принято решение по вопросу строительства вертолётоносцев. «Окончательной позиции министерства обороны по этому вопросу пока нет, тема не закрыта», – приводит слова собеседника агентство.


Позже Мантуров пояснил свои слова об отказе от вертолётоносцев. «Программа кораблестроения предусматривает строительство универсальных десантных кораблей (УДК), десантно-высадочные средства которых (вертолетное крыло, десантные катера и плавающие бронетанковые средства) планируется разместить внутри корабельного корпуса и на его палубе», – цитирует министра ТАСС. Он добавил, что строительство вертолётоносцев действительно не планируется, но при этом универсальные десантные корабли смогут нести вертолеты на своем борту.


Напомним, задумываться о строительстве вертолётоносца в России начали ещё после известной истории с поставкой француских десантных вертолётоносных кораблей-доков «Мистраль». В мае 2017 года ТАСС со ссылкой на источники в оборонном ведомстве страны сообщал, что Россия к концу 2026 года построит два десантных корабля-вертолётоносца с дизель-газотурбинной силовой установкой, основу авиагруппы которых составят вертолеты Ка-52К «Катран» (модификацией вертолета Ка-52 «Аллигатор» корабельного базирования, отличающаяся наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. Глава Объединенной судостроительной компании Алексей Рахманов в июне 2017 года Рахманов рассказал, что строительство вертолётоносцев заложено в новую госпрограмму вооружений 2018-2025 годов, и «они обязательно будут строиться», отметив, что речь идет о десантном корабле «Прибой». Он подтверждал эти планы и в мае текущего года. А в июне заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук сообщал, что проектирование и строительство вертолетоносцев в России начнется после 2020 года.


УДК «Прибой» в случае реализации проекта станет первым российским кораблём такого класса. По задумке конструкторов, длина корпуса «Прибоя» составит 200 метров, дальность плавания до 6000 миль с автономностью до 30 суток, а строительство такого корабля обойдется примерно в 40 млрд рублей. «Прибой» должен нести 12 вертолетов, 6 штурмовых и 6 десантных катеров, а также зенитное оружие, 76-миллиметровой артиллерийской установкой, мощными системами РЛС, РЭБ, навигационными и противодиверсионными комплексами. Кроме того, на «Прибое» может располагаться около 50 боевых машин пехоты, до 10 танков и около 900 человек морского десанта при экипаже корабля в 400 человек.


Однако стоит, прежде всего разобраться, что из себя представляет вертолётоносец и чем от него отличается УДК. Вертолётоносец является разновидностью авианосцев, предназначенной для несения на борту вертолётов, а также самолетов вертикального взлета и посадки. Данный класс кораблей делится на две категории: противолодочные крейсеры-вертолётоносцы и десантные вертолётоносцы.


Крейсеры-вертолётоносцы, которые активно строили Франция, Италия, Великобритания и СССР, обычно имеют увеличенную численность авиагруппы и располагают зенитными и противокорабельными ракетными комплексами, а также артиллерийским вооружением, вследствие чего эксперты не относят данный класс кораблей к «чистым» вертолетоносцам.


Бывший командующий Черноморским флотом (1998–2002) адмирал Владимир Комоедов рассказал газете ВЗГЛЯД, что основной задачей таких вертолетоносцев является поиск иностранных подводных лодок. «Наша страна имела такие вертолётоносные крейсера на вооружении: у нас были и ПКР «Москва», и ПКР «Ленинград», и ПКР «Киев», хотя он был с вертикальным взлетом», – отметил Комоедов.


«Например, «Москва» занималась разминированием Суэцкого канала. Такие же вертолетоносцы занимались поддержанием оперативного режима с точки зрения поиска иностранных подводных лодок, которые находятся в наших оперативно важных районах. Вертолётоносец способен их обнаруживать и следить», – объяснил Комоедов. В то же время, указал адмирал, «России сложно иметь такие большие корабли, потому что у нас закрытый театр военных действий: Черноморье закрытое, Балтика закрытая, Баренцево море тоже закрытое, Владивосток закрыт, единственный выход в океан с Камчатки. Таким кораблям нужен простор». «Тем не менее, у кого труба пониже и дым пожиже, можно и небольшими вертолетоносцами действовать и в закрытых театрах военных действий, например, в Средиземном море. Это был бы самый толк», – считает эксперт.


Что касается десантных вертолётоносцев, то к ним относятся десантные корабли, единственным средством высадки десанта у которых являются вертолёты. Именно они наиболее подходят под определение «чистых». Однако в ходе их применения выяснилось, что они способны высаживать слишком малое для своего водоизмещения количество десанта в одной волне, а также не имели достаточных средств защиты поэтому их строительство прекращено в пользу вертолётоносных кораблей-доков и УДК.


«Вертолётоносец – это корабль, который выполняет специфические функции по обеспечению группировки флота. В составе могут быть транспортные и ударные вертолеты. То есть он выполняет роль поддержки десантных операций, и огневой помощи. Сам как таковой, он не располагает десантными группами», – рассказал газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.


«В этом отношении УДК более универсален (за что так и называется), потому что у него есть собственное вооружение, возможность десантировать технику и пехоту. Кроме того, состав вертолетной группировки у него более сбалансирован и позволяет одному кораблю решать сразу несколько задач.


Таким образом, он может доставлять личный состав для захвата каких-то плацдармов, производить операции десантирования, и обладает огневой поддержкой вертолетной группы, которая к нему прилагается» – рассказал собеседник, выразив сожаление, что сейчас у нас нет таких кораблей.


«Универсальный десантный корабль решает задачу высадки десанта морским и воздушным путем. Для этого у него имеются десантные катера, на которых производится выброска по морю. А для вертикального охвата у него имеется вертолётная группа – как правило, 15-25, а у американцев до 40 вертолетов. Они способны поднять порядка до батальона морской пехоты и выбросить его в тыл, чтобы отсечь подход противника к району высадки морского десанта. Таким образом, сначала морская пехота захватывает плацдарм, а потом туда высаживается остальной десант», – рассказал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан I ранга запаса Константин Сивков.


По словам Комоедова, универсальный десантный корабль и вертолёты используются при высадке десанта, сложнейших операциях в военно-морском искусстве, начиная от посадки, перехода морем, битвы за высадку и организации этого боя. Это происходит в зоне господства противника, поэтому там его надо охранять и из-под воды, и с воздуха, и от надводных кораблей. Помимо того, что сам корабль имеет огневую мощь, еще и вертолёты его поддерживают.


Именно практически полное отсутствие собственной огневой мощи является недостаточно «чистых» вертолётоносцев, который унаследовали и французские «Мистрали», подчеркнул Комоедов, указав на преимущество российского «Прибоя». «У нас корабли, которые сочетали объекты авиационного базирования, всегда сами были вооружены, обладали системой обороны с воздуха и против подводных лодок. То есть они носители оружия. А «Мистраль» ничего кроме личного оружия, пистолетов и автоматов, не имеет», – подчеркнул адмирал.


Поэтому Комоедов уверен, что такие корабли России просто необходимы. «Пётр I говорил, что сухопутные войска – это одна рука, а морские – это две руки. Так вот наличие руки, отдаляющейся от корабля, значительно выгоднее, чем ее отсутствие», – отметил он.


В то же время с ним не согласился бывший командующий Балтийским флотом (2001-2006) адмирал Владимир Валуев, который считает, что вертолетоносцы России не нужны. «Если строительство вертолетоносцев отменят, то это пойдет на пользу промышленности России и развитию вооруженных сил. Мне кажется, сегодня, с появлением в России высокоточного оружия, вертолетоносцы могут быть полностью им компенсированы», — приводит слова Валуева агентство «РИА Новости». По словам адмирала, вертолетоносцы имеют наступательных характер, в то время в России применяются и разрабатываются комплексы оборонительного характера.


При нынешнем состоянии дел такой дорогостоящий вид вооружения как десантные вертолётоносцы просто не нужен, считает также Константин Сивков. «Я твердо убежден, что корабль такого класса в России просто не нужен.


Ни «Мистраль», ни другой подобный ему десантный вертолётоносец или универсальный десантный корабль просто не нужен для решения задач, которые стоят перед нашим флотом.


«Прибой» – толковый и нужный корабль, но совершенно для других сил», – отметил он.


В советском флоте такие корабли были нужны, а сейчас в нем нет необходимости, подчеркнул Сивков. «Они предназначены для экспедиционных боевых действий далеко за пределами нашей границы, а эти задачи мы сейчас решать не будем. Нам нужны ракетно-артиллерийские корабли, атомные и неатомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и противокорабельными ракетами большой дальности, нам нужна ударная авиация, в том числе истребительная для решения задач завоевания превосходства в прилегающих к нам регионах. Для этого вполне достаточны имеющиеся у нас классические корабли», – объяснил он.


«Единственное, что нам сейчас реально нужно – это нормальный авианосец, без которого невозможно обеспечить прикрытие нашим ударным самолетам, подводным лодкам в удаленных районах морей и океанов при отражении ими ударов по нашей территории авианосных сил противника. Та же самая дальняя авиация, которая пойдет на удары по авианосцам, будет нуждаться в прикрытии истребителей. Подводные лодки будут объектом удара противолодочной авиации, и их тоже надо прикрывать. Все эти задачи без прикрытия авианосца решить невозможно, который нам критически необходим как корабль противовоздушной обороны», – полагает Сивков.





Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.