Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Симпатии Трампа к Путину могут быть «даром данайца»

Симпатии Трампа к Путину могут быть «даром данайца»

Симпатии Трампа к Путину могут быть «даром данайца»

04 января '16




Симпатии Трампа к Путину могут быть «даром данайца»


В 2016 году Америка узнает имя своего нового президента, и не исключено, что им станет Дональд Трамп, у которого сложились пусть и заочные, но явно хорошие отношения с Владимиром Путиным.



Но следует помнить: история знает немало примеров того, как дружественность к Москве со стороны кандидатов в президенты США впоследствии превращалась в ненависть.



То, что происходит в последние два года между Москвой и Вашингтоном, способно нагнать уныние даже на несгибаемого оптимиста. Санкции, взаимные обвинения, недвусмысленное побрякивание оружием. И вдруг в этой серой туче, закрывшей собой небосвод российско-американских отношений, появляется небольшой, но многообещающий просвет, способный при определенном стечении обстоятельств разогнать «облака» обоюдной неприязни.



Этот «просвет» — не кто иной, как потенциальный кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп. Если он действительно будет избран в этом качестве на праймериз, то его наиболее вероятным соперником в борьбе за Белый дом станет кандидат от демократов Хиллари Клинтон.



В случае ее победы шансы на нормализацию российско-американских отношений невелики. Бывшая госсекретарь весьма разочарована результатами политики «перезагрузки», у истоков которой сама же и стояла. Как тут не вспомнить, что на символической кнопке, которую Клинтон должна была нажать вместе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, вместо слова «ПЕРЕЗАГРУЗКА» было по ошибке написано «ПЕРЕГРУЗКА». Ошибка оказалась вещей — так оно в российско-американских отношениях и сложилось.



Клинтон полагает, что Соединенные Штаты должны играть активную роль в продвижении свободы и демократии по всему миру, не ограничиваясь пассивным созерцанием того, как эти ценности попираются в разных уголках планеты. Это означает, что столь раздражающие Кремль попытки «демократизировать» Россию, попутно сокращая сферу ее влияния даже на территории бывшего СССР, будут продолжаться.



Но Трамп, похоже, другое дело. Он неоднократно выказывал симпатию российскому президенту, называя его «сильным» и «мощным» лидером, «не чета» тому, кто управляет Америкой сейчас.



Широко тиражируемые на Западе обвинения в адрес Путина о его предполагаемой причастности к убийству оппозиционных журналистов Трамп отвергает как недоказанные. Бизнесмен-миллиардер также пообещал, что в случае своего избрания на пост президента США «договорится» с Путиным, ибо они «хорошо» относятся друг к другу. Со своей стороны президент России также не упускал возможности сделать Трампу какой-нибудь комплимент — например, что тот является «талантливым и безусловным лидером» президентской гонки.



По мнению американского ресурса Huffington Post, между кандидатом-миллиардером и президентом России действительно есть немало общего. Обоим сильно не нравится Обама — и оба хотят видеть серьезные перемены во внешней политике США.



И тот и другой видят себя спасителями своих стран от тех несчастий, которые на них свалились при Обаме и Ельцине соответственно. Оба — жесткие прагматики, ненавидят ИГИЛ вместе с исламским фундаментализмом и готовы пойти на крайние шаги, чтобы покончить с этими явлениями. Наконец, и Трамп, и Путин позиционируют себя как не стесняющиеся в выражениях «мачо», готовые в случае необходимости идти напролом к поставленной цели. Но означает ли это, что они действительно достигнут понимания в сферах большой политики?


О чем предупреждает история


Взаимные комплименты Трампа и Путина вызывают дежавю. Нечто подобное уже происходило в истории СССР и России. Вспомним 1960 год, когда на пост президента США претендовали два кандидата — республиканец Ричард Никсон и демократ Джон Кеннеди. Симпатии главы СССР Никиты Хрущева явно были на стороне Кеннеди. Никсон ему не нравился еще со времен знаменитых «кухонных дебатов», которые состоялись между ними на американской выставке в Сокольниках в июле 1959 года.



Тогда Хрущев сказал Никсону: «Ваши дети будут жить при коммунизме», на что тот ответил ему: «Нет, господин премьер, это ваши дети будут жить при свободе». (Забегая немного вперед, отметим, что сын Хрущева Сергей живет в США и является гражданином этой страны.) Кроме того, Никсон был вице-президентом в администрации Дуайта Эйзенхауэра, с которым Хрущев рассорился после инцидента с У-2, который был сбит 1 мая 1960 года над территорией СССР.



Есть основания предполагать, что еще до президентских выборов Кеннеди знал: Хрущев симпатизирует ему в большей степени, чем кандидату-республиканцу Никсону. Как вспоминал об этом уже упомянутый сын Хрущева в своих мемуарах «Никита Хрущев: кризисы и ракеты»: «В случае его избрания отец рассчитывал найти с ним общий язык, в первую очередь по германскому вопросу. В общем, отец с лета начал „болеть“ за Кеннеди. Помочь он ему, конечно, не мог. Отец прекрасно понимал, что если в США проведают, что он на стороне Кеннеди, то это обойдется кандидату в президенты потерей немалого количества голосов».



Понимал это, судя по всему, и сам Кеннеди. Иначе как объяснить тот факт, что многочисленные попытки Хрущева встретиться с ним еще до выборов, по свидетельству бывшего первого заместителя министра иностранных дел СССР Георгия Корниенко, закончились безрезультатно.

Однако, по словам Сергея Хрущева, устраниться от выборов нового главы Белого дома его отец «тоже не пожелал, решил действовать исподволь, из-за кулис». Эта «закулисная» поддержка выразилась отчасти в следующем.



Незадолго до выборов Хрущев принимал Генри Кэбота Лоджа-младшего, который в качестве вице-президента баллотировался вместе с Ричардом Никсоном. Никсону очень хотелось до дня голосования добиться от Хрущева освобождения из советских тюрем американских летчиков-шпионов: Пауэрса со сбитого У-2 и двух оставшихся в живых пилотов уничтоженного 1 июля 1960 года над Северным морем РБ-47 (вариант шестидвигательного реактивного бомбардировщика Б-47 с экипажем из трех человек).



Одной из целей визита Лоджа-младшего в Москву было решение как раз этого вопроса. В случае положительной реакции Кремля Никсон смог бы записать в свой предвыборный актив важное дипломатическое достижение и тем самым увеличить шансы на победу над Кеннеди.



Понимая это, Хрущев отказался обсуждать судьбу пилотов с Лоджем, что, впрочем, не означало, будто глава Кремля к тому времени еще не решил, что с ними следует делать. Пауэрса он собирался обменять на советского разведчика полковника Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер), осужденного в США в 1957 году (обмен состоялся в 1962-м). Что же касается летчиков с РБ-47, содержащихся под стражей без суда как нарушители границ, то генсек собирался решать данный вопрос с новой администрацией.



«Конечно, он не знал, кто победит. В случае поражения Кеннеди пилотов вернули бы Никсону. Но после выборов, а не до. Пока же отец и Лодж мило поговорили, вспомнили прошлогоднюю поездку (Хрущева в США — прим. ред.) и разошлись. Хочу отметить, что затее с передачей пленных американских летчиков отец придавал большое, чуть ли не решающее значение. Не знаю, оказал ли этот шаг какое-то влияние на исход выборов, но он часто возвращался к нему в разговорах. Не преминул он упомянуть об этом эпизоде и во время беседы с глазу на глаз с президентом Кеннеди в Вене. По словам отца, собеседник поблагодарил за своеобразную поддержку в предвыборной борьбе», — утверждает Сергей Хрущев.



По свидетельству сына, глава СССР «сиял от удовольствия», узнав об избрании Джона Фицджеральда. «Он в шутку говорил о победе Кеннеди как о своеобразном подарке к празднику годовщины Октябрьской революции, а себя ощущал до некоторой степени участником выборов». Сразу же после церемонии вступления Джона Кеннеди в должность, 26 января 1961 года, советское правительство возвратило пленных американских летчиков РБ-47.

Однако ни для кого не секрет, что последовало в советско-американских отношениях после избрания Кеннеди.



По «германскому вопросу» не просто не удалось договориться — через полгода после вступления Кеннеди в должность случился Берлинский кризис, едва не закончившийся вооруженным столкновением между СССР и США. После этого Кеннеди расценивал противостояние Восток — Запад как глобальную борьбу «между силами свободы и тирании в мире», а уже в октябре 1962 года человечество оказалось на пороге ядерной войны в ходе Карибского кризиса.



Еще один примечательный пример — Рональд Рейган, поведший США в бескомпромиссный поход против «империи зла». Был ли он упрямым антисоветчиком еще до того, как стал президентом? Вполне возможно, что и нет, о чем свидетельствуют воспоминания Владимира Губарева — бывшего главного редактора отдела науки в газете «Правда» во времена СССР.



В 1975 году он сопровождал в поездке по Америке членов советского и американского экипажей, летавших по программе «Аполлон — Союз». Согласно Губареву, именно Рональд Рейган, в то время — губернатор Калифорнии, устроил в честь участников ЭПАСа самый грандиозный прием: «Он пригласил двести самых знаменитых актрис Голливуда, и те обхаживали ребят. Леонов выплясывал с самой Лайзой Миннелли!»



Возможно, это было просто гостеприимство, организованное в духе голливудского шоу, но не исключено, что таким образом Рейган действительно хотел выразить свою искреннюю симпатию и поддержку попыткам советско-американского сближения в годы пусть и несколько ослабевшей, но все еще продолжавшейся холодной войны. В любом случае после избрания Рейгана на пост президента в 1980 году крестоносец в нем явно возобладал над миротворцем.


Вооруженный экономикой


По мнению американского ресурса Business Insider, шансы Трампа на победу могут быть даже выше, чем об этом можно судить на основании опросов общественного мнения. Дело в том, что американцы загнали себя собственной политкорректностью и связанной с ней самоцензурой в ментально-психологический угол, причем настолько тесный, что там нередко нет места свободе слова. Многие просто стесняются в открытую признаться, что будут голосовать за «грубияна», «экстремиста» и «шовиниста» Трампа.



В этой связи интернет-ресурс напомнил о выборах губернатора Калифорнии в 1982 году. По опросам и экзитполам выходило, что темнокожий кандидат Том Брэдли гарантированно побеждает белого кандидата Джорджа Докмеджяна. Однако победителем неожиданно оказался последний.



Почему? Да просто белые избиратели, которых в Калифорнии большинство, лгали интервьюерам, опасаясь обвинения в расизме, однако в избирательных кабинках проголосовали за «своего». Вполне возможно, что аналогичная ситуация сложится и вокруг Трампа.



Но в чем же причина того, что дружественность или по крайней мере желание избежать конфронтации с Россией у некоторых американских политиков «уходит в песок» после того, как они становятся президентами? Просто кандидат в президенты в большей степени может выражать свои мысли и чувства, чем глава государства. Заняв Белый дом, он начинает ориентироваться уже на геополитические реалии, а также на настроения американского политического истеблишмента.



Увы, нынешние действия России расцениваются на Западе и в США как попытки вернуться в советские времена, когда она якобы бросала вызов всему «свободному миру». Подобное восприятие политики Москвы вызывает у американской политической элиты (с которой глава Белого дома никогда не будет конфликтовать) органическое желание сдерживать «российский экспансионизм», что неизбежно будет вносить элементы конфронтации в отношения между двумя странами.



В этом плане Трамп может отличаться от своих предшественников только тем, что будет делать упор в первую очередь на экономические средства давления, ибо для него, как отметил американский ресурс Politico.com, «главный инструмент внешней политики — это экономика». Это значит, что Россия при Трампе может получить не столько авианосцы и атомные субмарины США вблизи российских границ, сколько новый мощный «залп» экономическими санкциями.



«Короче говоря, — подводит итог Huffington Post сравнению Путина и Трампа, — у этих мужчин, хоть и пришедших из разных миров, есть немало общего, чтоб сформировать странный альянс, редко наблюдаемый в международной политике.



Только время покажет, выиграет ли Трамп выборы и будет ли у них возможность установить необычно теплые российско-американские отношения. А пока давайте получать удовольствие от созерцания того, как эти двое подбрасывают поленья в очаг дружбы, который, возможно, никогда не разгорится».



Юрий Караш


Источник



Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.