Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Идем на Восток. Энергетические закрома далекой окраины

Идем на Восток. Энергетические закрома далекой окраины

Идем на Восток. Энергетические закрома далекой окраины

12 марта '12




Идем на Восток. Энергетические закрома далекой окраиныРост экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона дает уникальный шанс развитию дальневосточного топливно-энергетического комплекса. Зацепившись за этот топливный локомотив, третья часть России может превратиться из далекой окраины в динамично развивающийся регион.

Превращение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в третий мировой центр силы совершилось быстро и неожиданно. Особенно в этом преуспел в последние два десятилетия Китай, который летом прошлого года уже обогнал США по объему торговли с Евросоюзом. Промышленное производство в КНР растет на 13–18%, экспорт – на 20–30%, валовой внутренний продукт – на 9–10% ежегодно. Естественно, такой рост требует огромного количества ресурсов. Поэтому по объему импорта нефти Китай уже обогнал Японию и вплотную приблизился к крупнейшему мировому импортеру нефти – США.

Российское государство, занятое в постсоветское время решением внутренних политических проблем и ориентирующееся преимущественно на Запад, этот экономический взрыв на своих юго-восточных границах пропустило. Однако у нас есть еще немного времени, чтобы встроиться со своим товаром – нефтью, газом, углем и электричеством – в экономику стран АТР (об экспорте российских высоких технологий сейчас можно говорить только в отношении атомной промышленности и отчасти военно-промышленного комплекса). И за счет этого не только заработать деньги, но и реально улучшить жизнь семи миллионов человек, которые проживают в девяти дальневосточных регионах, составляющих треть территории страны.

Нефть

Экспортный потенциал Дальнего Востока по газу и нефти очень высокий. Во-первых, в регионе есть много разведанных запасов этих полезных ископаемых, и их еще не начали разрабатывать. Во-вторых, многие территории до конца не обследованы, и там могут находиться запасы полезных ископаемых, в разы превышающие уже известные. В-третьих, в регионе достаточно развита транспортная инфраструктура и строятся новые объекты, что облегчает задачу экспорта. И в-четвертых, сам регион расположен относительно близко к ключевым потребителям этих ресурсов – быстрорастущим экономикам стран Азии в целом и Китая в частности, что делает экспорт рентабельным из-за небольшой транспортной составляющей в цене товара.

Общая ситуация с развитием нефтедобычи на Дальнем Востоке, по сути, изменилась только лет пять-семь назад, когда на уровне государства было принято решение наконец-то диверсифицировать экспортные поставки нефти и газа, дополнив традиционное западное направление, в Европу, восточным – в страны АТР. По нефти это решение претворилось в начало строительства в 2006 году новой меганефтяной трубы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

В конце 2009 года была запущена первая очередь ВСТО от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область) производительностью 30 млн. тонн нефти в год. Половина из них по нефтепроводу-отводу поступает в Китай, остальное – по железной дороге в спецморпорт Козьмино в Приморье, где и перегружается на морские танкеры, идущие не только в страны АТР, но и в США. Полностью этот нефтепровод «Транснефть», по словам ее главы Николая Токарева, намерена сдать в эксплуатацию уже в конце нынешнего года. При этом мощность будет увеличена до 50 млн., а с 2014 года – до 80 млн. тонн нефти в год.

Конечно, эта труба в первую очередь будет наполняться за пределами Дальнего Востока – с Ванкорского и Юрубченского месторождений «Роснефти» в Красноярском крае, Верхнеоченского (ТНК-ВР) в Приангарье и других новых восточносибирских месторождений. Но появление ВСТО дало возможность начать промышленную добычу нефти и на юго-западе Якутии. В 2009 году там было добыто 250 тыс. тонн нефти, а в 2010 году – уже 3,5 млн. В 2011 году, как заявил глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, объем добычи его компанией нефти на Талаканском месторождении увеличился до 5,3 млн. тонн. За девять месяцев прошлого года компания пробурила в Якутии 34,3 тыс. метров поисково-разведочных скважин (в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2010 года) и прирастила запасы нефти по категории С1 на 8,8 млн. тонн. До этого извлекаемые запасы нефти Талакана оценивались в 105,5 млн. тонн, газа – в 44 млрд. кубометров, газового конденсата – в 375 тыс. тонн.

Дело дошло до того, что «Сургутнефтегаз» объявил, что до конца нынешнего года построит на месторождении собственный аэропорт стоимостью 5 млрд. рублей, способный принимать воздушные суда Ту-154, Boeing 737–400, MIL-26Е. «Строительство аэропорта Талакан ускорит развитие транспортной сети в Западной Якутии как в промышленных, так и в социальных целях, а также увеличит темпы формирования нового центра нефтегазодобычи на востоке России», – подчеркнули в компании.

В 2014 году первая нефть должна пойти и из нефтяной оторочки расположенного неподалеку от Талакана Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, лицензия на разработку которого принадлежит Газпрому.

А на Сахалине в первом полугодии 2011 года было добыто 8 млн. тонн нефти (105% к аналогичному периоду 2010 года) и 13 млрд. кубометров газа (103%). К 2014 году по всем трем проектам – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3» – планируется довести добычу нефти до 16 млн. тонн в год, газа – до 37 млрд. кубометров, к 2025 году Сахалин выйдет на 25 млн. тонн нефти и 60 млрд. кубометров газа ежегодно.

Газ

По оценкам специалистов, начальные суммарные ресурсы газа суши Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют 52,4 трлн. кубометров, шельфа – 14,9 трлн. кубометров (притом что геологами пока изучено не более 8% этой территории). Однако газ, впрочем как и нефть, – это прежде всего трубы, по которым он транспортируется. Есть труба – добыча растет, нет трубы – нет ни нефти, ни газа в промышленных масштабах. Поэтому реальное освоение газовых запасов Дальнего Востока началось после того, как в конце 2006 года владелец национальной газотранспортной системы (ГТС) государственный концерн «Газпром» получил контроль в проекте «Сахалин-2», запасы которого составляют 900 млрд. кубометров газа. А летом 2007 года он был назначен координатором правительственной программы «создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (ВГП, Восточная газовая программа).

ВГП предполагает создание пяти новых крупных газодобывающих центров на востоке страны – Камчатского, Сахалинского, Якутского, Иркутского и Красноярского. К 2030 году здесь совокупно должно добываться свыше 150 млрд. кубометров газа в год (это сопоставимо с нынешними годовыми поставками российского газа в дальнее зарубежье). Центры со временем будут связаны единой газотранспортной системой, которая, в свою очередь, станет составной частью как единой системы газоснабжения России, так и создаваемой евроазиатской газопроводной системы. Общий объем инвестиций в ВГП оценивается в двадцатилетней перспективе в 2,4 трлн. рублей. Совокупный макроэкономический эффект от ее реализации – более 27,8 трлн. рублей. Только налогов в федеральный и региональные бюджеты за весь период реализации программы планируется получить почти 4 трлн. рублей.

Кроме того, реализация ВГП в период с 2015 по 2030 год обеспечит дополнительный рост валового продукта на востоке России от 3,5 до 13,4% в год. Объем экспорта природного газа по трубопроводам при этом должен составить около 50 млрд. кубометров в год, экспорт сжиженного природного газа – не менее 28 млрд. кубометров.

В прошлом году был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток, доставивший топливо в столицу Приморья, Южно-Сахалинск и на остров Русский, где пройдет саммит АТЭС. В дальнейшем его мощность будет увеличена с 6 до 30 млрд. кубометров газа в год, в том числе за счет ввода в промышленную эксплуатацию Киринского месторождения (проект «Сахалин-3») на шельфе Охотского моря. Сейчас там ведется монтаж подводного добычного комплекса и укладываются морские трубопроводы.

Вместе с японскими компаниями Газпром начал готовить технико-экономическое обоснование строительства СПГ-завода во Владивостоке стоимостью около 7 млрд. долларов и мощностью 10 млн. тонн в год. На это предприятие в 2016–2017 годах должен прийти первый газ с Чаяндинского месторождения. При выходе на промышленную эксплуатацию Чаянда будет ежегодно давать по 25 млрд. кубометров газа. Для его вывода с месторождения в 2012 году газовый концерн намерен начать строить газопровод длиной 2,7 тыс. километров.

В октябре прошлого года в дополнение к Кшукскому месторождению началась добыча газа на Нижне-Квакчикском месторождении на Камчатке (осенью 2011 года на полуострове заработал газопровод до Петропавловска-Камчатского).

Можно в принципе сколько угодно сетовать на то, что в нашей стране самые лакомые газовые проекты достаются Газпрому (хотя сейчас это уже не совсем так), но приходится признать, что, когда надо, национальный газовый концерн действует весьма энергично. Согласно информации, содержащейся в меморандуме к размещению евробондов газового холдинга, инвестиции в ГТС Сахалин–Хабаровск–Владивосток увеличены в прошлом году с планировавшихся 84 млрд. до 144 млрд. рублей, за год планировалось потратить 33 млрд. на развитие Киринского месторождения на Сахалине и 15 млрд. – на строительство от него газопровода.

Летом прошлого года в ходе встречи ныне покойного лидера КНДР Ким Чен Ира и российского президента Дмитрия Медведева была достигнута договоренность о строительстве газопровода из Владивостока в Южную Корею через территорию Северной. В результате реализации этой дорожной карты доля Газпрома на южнокорейском рынке вырастет до 29% – за это стоит побороться. Физические объемы газа по трубе будут значительно превышать поставки СПГ даже с учетом выхода завода на полную мощность. Нельзя забывать и о косвенном эффекте успешной реализации проекта – притоке инвестиций в другие отрасли России. Например, корейцы подписали соглашение об инвестициях в развитие угольной генерации (пять ТЭЦ по 200 МВт) регионов Северного Кавказа, а они – мировые лидеры в вопросах сжигания угля на 90%.

Уголь

Не меньшее значение для азиатской экономики имеет и российский уголь. Особенно для Китая, где три четверти выработки электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. Уже в 2011 году на эту страну пришлось 46% мирового потребления угля – 3,2 млрд. тонн. Наращивая мощности тепловых электростанций, к концу 2015 года Китай сможет ежегодно сжигать до 4 млрд. тонн угля в год.

Россия готова увеличить поставки в Азию своего угля. Тем более что и цены на него ведут себя хорошо. Отчасти и поэтому программа развития угольной промышленности России до 2030 года предполагает увеличение в ближайшие 20 лет объемов добычи угля в стране с 323 млн. до 450 млн. тонн в год. До 60 млн. тонн, по прогнозам Минэнерго, будет увеличен экспорт в страны АТР (в том числе и из-за остановки Японией своих атомных станций). Удвоится – до 20 млн. тонн – и экспорт в Китай.

При этом надо принимать во внимание, что основные угледобывающие регионы страны находятся на огромных расстояниях от рынков сбыта. Кузбасские шахты отдалены от порта Ванино, например, на 6 тыс. километров. И по данным департамента ТЭК администрации Кемеровской области, транспортные издержки составляют 35–40% в конечной цене кузбасского угля.

Эта ситуация открывает новые перспективы для освоения дальневосточных угольных запасов, находящихся в непосредственной близости к странам АТР. В августе прошлого года «Мечел» добыл первую тонну каменного угля на крупнейшем в России Эльгинском угольном месторождении в Южной Якутии, балансовые запасы которого составляют около 3 млрд. тонн. Общая стоимость начальной стадии освоения Эльги оценивалась «Мечелом» в 1,6–1,8 млрд. долларов, из которых 1,3 млрд. – затраты на строительство 300 км железной дороги, соединяющей месторождение со станцией Улак Дальневосточной железной дороги. Полностью дорога должна быть сдана в эксплуатацию в 2012 году, и это даст возможность «Мечелу» на первом этапе добывать на Эльге до 30 млн. тонн угля в год.

Геологические же запасы всего Южно-Якутского каменноугольного бассейна оцениваются в 57,5 млрд. тонн коксующихся углей. Чуть южнее, в Амурской области, к освоению Огоджинского месторождения с запасами каменного угля 83 млн. тонн готовится совместное предприятие российской госкомпании «Ростоппром» и крупнейшей профильной китайской корпорации China Shenhua Energy Company. При выходе на проектную мощность угольный разрез будет выдавать на-гора 3 млн. тонн каменного угля в год. Для этого, правда, надо еще построить 100 км железной дороги, связывающей Огоджу с ближайшей станцией БАМа, Февральском, стоимостью около 10 млрд. рублей.

Через край

Не только сырьем богат край Дальневосточный. Есть в регионе одна сфера, где можно уже сейчас получить добавочную прибыль от использования газа и угля, – выработка электричества. По расчетам аналитиков энергокомпаний, потребление электроэнергии в макрорегионе в ближайшее десятилетие вырастет на 40% – с 30,7 млрд. кВт·ч (2010 год) до 42,9 млрд. кВт·ч. По их мнению, к 2025 году электропотребление может увеличиться почти в два раза по сравнению с текущим периодом – до 52,5 млрд. кВт·ч. Поэтому сейчас на Дальнем Востоке разворачивается строительство новых электростанций, работающих на местном газе и угле, и новых линий электрических сетей, которые должны теснее связать разрозненную энергосистему. Сейчас между собой связаны только Амурская, Приморская, Хабаровская и Южно-Якутская энергосистемы. Энергосистемы остальных регионов работают в изолированном режиме. Кстати, внутри Якутии энергосистема разделена на три изолированных друг от друга района. При этом даже на юге макрорегиона пока невозможно передать излишки электроэнергии из Амурской области в энергодефицитные Владивосток, Находку, Совгавань и Ванино.

Кроме решения внутренних задач обеспечить достаточным количеством электроэнергии потребности Дальнего Востока, компании строят планы по экспорту энергии в Китай. Только в 2010 году спрос на электричество в соседнем государстве вырос почти на 15%. По сообщению агентства «Синьхуа», китайцы потребили 4,2 трлн. кВт·ч электричества (в четыре с лишним раза больше, чем в России). Там к тому же еще и растут цены: в конце 2010 года они, по данным The Times, почти втрое превысили стоимость электричества в Восточной Сибири.

Россия же пока может предложить Китаю лишь 1 млрд кВт·ч электроэнергии в год, которую «дочка» госхолдинга «Интер РАО» Восточная энергетическая компания (ВЭК) с 2009 года экспортирует из энергоизбыточной Амурской области. Больше нельзя: не позволяет пропускная способность линий электропередачи 110 кВ «Благовещенская»–Хэйхэ и 220 кВ «Благовещенская»–Айгунь. Поэтому сейчас ВЭК и Федеральная сетевая компания (ФСК) достраивают новую магистральную ЛЭП 500 кВ протяженностью 152 км от подстанции «Амурская» до границы с Китаем, которая даст возможность с 2012 года увеличить объем ежегодного транзита до 4–4,5 млрд. кВт·ч.

Но китайцам от России к 2020 году нужно 60 млрд. кВт·ч электроэнергии ежегодно. Поэтому ФСК к 2014 году должна построить еще 350 км ЛЭП-500, которая соединит подстанцию «Амурская» с главным генератором электроэнергии – Зейской ГЭС (1,4 ГВт мощности, принадлежит «РусГидро»).

«Интер РАО» вместе с китайскими партнерами обсуждает проект строительства в регионе Ерковецкой тепловой станции, которая могла бы выдавать в сеть ежегодно до 18 млрд. кВт·ч электроэнергии. При этом в пять-шесть раз увеличилась бы и добыча бурого угля, на котором будет работать эта станция, на одноименном месторождении в Амурской области.

Но особые надежды компании и правительство страны возлагают на гидроэнергетиков. Наша страна сейчас использует потенциал рек Сибири для выработки электричества не более чем на 20%, на Дальнем Востоке – на 5%. По оценкам государственного гидроэнергетического холдинга «РусГидро», за счет рек Енисейского бассейна можно ежегодно вырабатывать 183 млрд. кВт·ч электроэнергии, Ленского – 157 млрд., Обского – 73 млрд. Поэтому энергохолдинг «Евросибэнерго» Олега Дерипаски вместе с China Yangtze Power Company сейчас прорабатывает технико-экономическое обоснование строительства одной ТЭС и двух ГЭС общей мощностью 3 ГВт в Восточной Сибири – в Иркутской области, Красноярском крае и Забайкалье, часть электроэнергии которых, особенно в часы пикового потребления, будет экспортироваться в Китай.

«РусГидро» уже строит в Амурской области еще две ГЭС – Нижне-Зейскую и Нижне-Бурейскую, а в нынешнем году намерена приступить к строительству Канкунской ГЭС (КанГЭС) мощностью 1,2 ГВт в Южной Якутии, которая должна стать энергетическим ядром будущего Южно-Якутского промышленного района. Основными потребителями КанГЭС должны стать крупнейший в России комбинат по добыче урановой руды – Эльконский, Тарыннахский и Таежный железорудные ГОКи и Инаглинский угольный комплекс.

В ближайшие десятилетия на якутских реках Тимптон, Олекма и Учур планируется построить не менее семи гидростанций общей мощностью более 9 ГВт, которые смогут вырабатывать порядка 23,5 млрд. кВт·ч электроэнергии в год (это сопоставимо с годовой выработкой всего энергохолдинга «ЭС Востока»). Было бы странно, если бы часть электроэнергии новых южноякутских ГЭС не продавалась соседям.

Журнал Энергополис №12(53-54) январь-февраль 2012



Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.