Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Прятать активы в офшорах станет невыгодно

Прятать активы в офшорах станет невыгодно

Прятать активы в офшорах станет невыгодно

27 февраля '12




Прятать активы в офшорах станет невыгодноЕсли будет доказано, что реальный собственник зарегистрированного в офшоре бизнеса является резидентом Российской Федерации, то платить налоги ему придется в отечественную казну и по нашим ставкам, которые вдвое выше, чем, например, на Кипре.

Совет Федерации ратифицировал сразу два международных документа об устранении двойного налогообложения. С Кипром и Чили. Соглашения направлены на борьбу с офшорами.

Кстати, договор о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал ждал ратификации почти 15 лет, с 1998 года. И процесс подтолкнул мировой финансовый кризис, когда требования к офшорам ужесточили многие страны.

Для российских компаний Кипр - традиционно одна из главных стран среди офшоров. Регистрируясь здесь, многие крупнейшие отечественные компании оптимизируют налогообложение, выбирая более благоприятный кипрский режим. Российский бюджет теряет доходы. Но такие схемы не являются незаконными, поскольку Налоговый кодекс РФ устанавливает приоритет международных соглашений об исключении двойного налогообложения по отношению к российским нормам, которые, по сути, давали право выбора при двойном налогообложении, когда один и тот же доход облагается одновременно в нескольких странах.

Теперь, после подписания документов о ратификации президентом страны, доходы чилийских и кипрских компаний с участием российских учредителей будут облагаться налогом только по месту их регистрации. С одним очень существенным исключением - если они не являются резидентами РФ. Офшор как раз наиболее привлекателен и выгоден именно для них. И из-за них особенно неприемлем для российского бюджета.

Но добраться до конечных законных владельцев - физических или юридических лиц российской юрисдикции - было весьма сложно. Теперь и Кипр, и Чили должны будут раскрывать таких собственников, если на то есть запрос наших налоговиков. При этом Россия убедила власти Кипра в необходимости по упрощенной процедуре (без суда) предоставлять по запросу российских налоговых органов сведения о компаниях, их учредителях и бенефициарах. А компетентным органам России и Кипра определять по договоренности друг с другом так называемое "место эффективного управления" юридических лиц. Это означает, что теперь обмен информацией предусматривает не только сведения о налоговых отчислениях, но и о налоговых правонарушениях. То есть Федеральная налоговая служба России сможет знать все о проступках офшорной компании на Кипре, пояснил "РГ" партнер юридической компании "Налоговик" Дмитрий Липатов.

"Тенденция в налоговой практике такова, что если контрагент налогоплательщика нарушает налоговое законодательство, то и сам налогоплательщик рискует быть обвиненным в уклонении от уплаты налогов. Сделки с офшорными компаниями вообще являются "красной тряпкой" для налогового инспектора", - говорит Липатов. Таким образом, операции российских налогоплательщиков с кипрскими фирмами, которые нарушают местное законодательство, также будут лишним основанием для признания их уклонистами от уплаты налогов. Следовательно, с ратификацией дополнительного протокола к соглашению с Кипром можно ждать ужесточения и судебной практики борьбы ФНС РФ с офшорами, считает эксперт "РГ".

А поскольку соглашения являются документами международного права, уточнил Дмитрий Липатов, то подлежат исполнению между государствами. Однако сама по себе ратификация не означает того, что каждый офшорный налогоплательщик должен незамедлительно раскрыть налоговикам свои данные. Но российская Федеральная налоговая служба теперь может обращаться к своим коллегам в Чили, на Кипре с запросами о предоставлении информации по конкретным учредителям офшорных компаний. Это поможет принудительно раскрывать информацию о теневых доходах российских граждан и организаций. Данные от зарубежных фискалов будут являться юридическими основаниями для взимания причитающегося налога с россиянина и даже для возбуждения уголовного дела при признаках криминального уклонения от уплаты налогов.

Две статьи соглашения - "Обмен информацией" и "Помощь в сборе налогов" теперь излагаются по-новому, как того требуют нормы Модели конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую Россия собирается вступить в 2013 году. Например, в статье о помощи в сборе налогов, говорится, что взыскивать их можно теперь и за счет имущества, находящегося на территории другого государства.

А еще одна дополненная статья - "Ограничение льгот" - предъявляет более жесткие требования к кипрской стороне по доступу к информации, касающейся офшорных компаний, которые осуществляют бизнес с Россией. Это означает, что если резидент третьего государства, к примеру, Британских Виргинских островов (также излюбленное место регистрации российских юрлиц), зарегистрируется и на Кипре только для того, чтобы пользоваться преимуществами и льготами, то он не сможет этого делать в силу новых норм.

Кипр, кстати, занимает первое место по объему накопленных инвестиций в экономику Россию. Это 70 миллиардов долларов, из них прямые инвестиции - около 50 миллиардов долларов. Из России на Кипр ушло 24 миллиарда, в том числе 15 миллиардов - прямые. При этом кипрские инвестиции, как правило, это репатриация капитала российских же компаний. В Соглашение об избежании двойного налогообложения внесены дополнения, касающиеся налогов на доходы от оказания услуг, на дивиденды и капитал. В частности, теперь разрешатся облагать налогом доходы паевых фондов, а также доходы от отчуждения акций компаний, капитал которых на 50 процентов и более представлен недвижимым имуществом.

Республика Чили имеет значительно меньшую популярность у российских компаний, но ратифицированный в 2012 году протокол договора был подписан в 2004 году. Следовательно, признания у законодателя соглашение с Чили ждало гораздо меньше, чем соглашение с "популярным" Кипром. Конвенция с Чили предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение двенадцатимесячного периода. Исключение, опять же с учетом международной практики, сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов и стажеров. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этой стране.

В случае, если такие дивиденды облагаются налогом по месту происхождения, а их получатель является лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, то налог выплачивается с ограничениями. Он не должен превышать 5 процентов от общей суммы дивидендов, если фактический получатель прямо владеет, по меньшей мере, четвертью капитала компании, выплачивающей дивиденды. И составлять 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Право взимать налоги с процентов, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в государстве-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 15 процентов от общей суммы процентов.



Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.