Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Тарас Шевченко на чужом месте

Тарас Шевченко на чужом месте

Тарас Шевченко на чужом месте

22 ноября '21




Тарас Шевченко на чужом месте

Новая волна переименований, проводимая киевскими властями, не затрагивает многих мест, носящих имя поэта и художника Тараса Шевченко (1814 – 1861). Хотя и не мешало бы, наверное, вернуть им исконные названия. Шевченко в Киеве так много, что создается впечатление, будто это самый главный деятель.

Его не просто продолжают почитать, но и возвели в ранг идола, якобы боровшегося с российской «колонизацией». Посему вопрос о «декоммунизации» Шевченко звучал бы на Украине просто немыслимо, хотя именно Советская власть, поддерживавшая украинскую культуру, воздавала ему невиданные посмертные почести, уместные больше для фараонов Древнего Египта или императоров Древнего Рима.

Остановлюсь лишь на нескольких «шевченковских» достопримечательностях. Это нынешние бульвар Тараса Шевченко, расположенный здесь парк, университет и, конечно, памятник, созданный известным советским (!) скульптором Матвеем Манизером и воздвигнутый опять же во времена СССР в 1939 году к 125-летию со дня рождения поэта.

…Когда-то автор этих строк получил в подарок от замечательного киевского литератора и литературоведа Риталия Заславского изданную им книгу «Сто русских поэтов о Киеве».

В этой антологии один из киевских поэтов белым стихом описывал невесёлые чувства каменного Тараса Григорьевича. («Думы мои, думы, горе мне с вами…»).

Мол, горюет Кобзарь из-за того, что вынужден стоять в чужом, как бы украденном парке, возле чужого университета, на чужом бульваре, несправедливо носящим его имя. И на чужом пьедестале к тому же.

Нужно отметить, что в советские времена среди любителей киевской старины действительно была популярной версия (поддержанная современной "Википедией"), будто бы Тарас возвышается на том же месте и на том же постаменте, где прежде находился монумент Николаю Первому, демонтированный большевиками в 1920 году.

Его жители города воздвигли в благодарность императору, по чьему Высочайшему указу и был основан Университет Св. Владимира. Это так, да не так. Место действительно то самое – напротив университета. Однако пьедестал был явно изготовлен специально для Кобзаря, а вот величественный императорский не сохранился.

Тарас Шевченко на чужом месте

Монумент Тарасу Шевченко в Киеве
Тарас Шевченко на чужом месте

Памятник императору Николаю Первому в Киеве
Памятник Николаю Первому был открыт в Университетском сквере в 1896 году к 100-летию со дня рождения императора. Изначально идею его создания выдвинул в 1872 году городской голова Павел Демидов. Он предложил увековечить таким образом память российского самодержца, по чьим указам Киев превратился в губернский центр европейского уровня.

После нескольких этапов конкурса было принято решение одобрить проект скульптора Матвея Чижова. Который и отлил из двух тысяч пудов меди монумент, простоявший почти четверть века на пьедестале, изготовленном из 48 тысяч пудов гранита.

Парк тогда тоже получил имя Николаевского. После революции до 1939 года он носил имя большевика Воровского. В нем ещё оставался «царский» постамент работы скульптора Владимира Николаева, только в ободранном виде: без двуглавого орла и других примет Российской империи. Затем и тот разобрали. Часть его потом использовали для надгробия Михаила Грушевского, духовного отца нынешних переиначивателей истории.

Тарас Шевченко на чужом месте

Николаевский парк на старинной открытке, Киев
Тарас Шевченко на чужом месте

Университетский парк Шевченко, вид сверху
Сам же нынешний Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, основанный по указу императора 8 ноября 1833 года, родился как «Императорский Киевский Университет Святого Владимира». Его главный, «Красный» корпус – старейший из всех корпусов. Здание было построено в стиле русского классицизма архитекторами отцом и сыном В.И. и А.В.

Беретти по заказу всё того же Николая I. Университет и в советские времена оставался окрашенным в цвета имперского ордена Св. Владимира – красным и чёрным. Видимо, проводя аналогии с красным знаменем, строители нового мира его не перекрашивали. А вот современные свидомые «маляры» неоднократно высказывают намерения выкрасить здание в цвета украинского флага.

Тарас Шевченко на чужом месте

Киевский Императорский университет Св. Владимира
Тарас Шевченко на чужом месте

Киевский национальный университет в цветах ленты ордена Св. Владимира Российской империи
Тарас Григорьевич работал в университете в течение нескольких месяцев в 1845 – 1846 годах. Числился там всего лишь штатным художником археологических исследований Киевской археографической комиссии. Но это не помешало ему вместе с памятником посмертно получить «в подарок» знаменитое учебное заведение. Напомним, что 1920 – 1930 гг. –время так называемой политики коренизации, возглавляемой на Украине Лазарем Кагановичем.

Тогда интенсивно, зачастую в ущерб русскому языку, даже в русскоязычных районах насаждались мова и всё украинское. Современные декоммунизаторы, естественно, об этом предпочитают умалчивать, поскольку политика коренизации, проводимая большевиками не вписывается в переписанную историю Украины, так как развеивает мифы о репрессиях СССР в отношении украинского языка.

Одной своей стороной университетский парк выходит на бульвар Шевченко. К которому первоначально поэт тоже никакого отношения не имел. Ну разве что на бричке он там проезжал на заседания Археографической комиссии. Возник бульвар в 30-40-х годах ХІХ века как Бульварная улица.

В 1869-м он стал Бибиковским, по фамилии киевского генерал-губернатора Д.Г. Бибикова. Ему Киев во многом обязан своим развитием. Например, при нём были построены широкие центральные улицы. В ответ на вопрос, зачем небольшому Киеву нужны такие просторные улицы, он сказал: «Чтобы не строили баррикад!»

Тарас Шевченко на чужом месте

Бульварная улица в середине ХIХ века
Шевченко уничижительно называл Бибикова «Капрал Гаврилович Безрукий» (Дмитрий Гаврилович потерял руку в Бородинском сражении). После смерти генерал-губернатора его дочь пожертвовала университету 14000 томов уникальной библиотеки. «Позднейшее поколение вспомнит мою службу в этом крае», – с надеждой говорил Бибиков, уезжая из Киева в Санкт-Петербург.

Увы, пока этого не происходит и надежды мало. Особенно если учесть неприязнь Бибикова к украинским баррикадам, читай: майданам. Вот и приходится Кобзарю грустить на чужом месте, напротив чужого университета, близ чужого бульвара.

[url=]Юрий Русов[/url]



Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.