Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Зачем Британия объявила своим главным врагом Россию

Зачем Британия объявила своим главным врагом Россию

Зачем Британия объявила своим главным врагом Россию

18 марта '21




Зачем Британия объявила своим главным врагом Россию

«Россия представляет собой наиболее серьезную угрозу нашей безопасности». Такие слова содержатся в новой внешнеполитической доктрине Великобритании. Каковы реальные, а не декларативные причины столь серьезной оценки Лондона и почему Соединенные Штаты не считают Россию столь же масштабной угрозой?


16 марта мир с удивлением узнал о том, что британский лев еще может рычать. Премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон представил большой доклад (или, если быть точнее, внешнеполитическую доктрину страны) под названием «Глобальная Британия в эпоху конкуренции».


В докладе анонсирована весьма агрессивная и наступательная стратегия страны. Вышедшей, напомним, из Евросоюза и снова вынужденной прокладывать маршрут в мировом политическом океане самостоятельно.


Тысяча лет спустя

На ста страницах доктрины России уделено не так много места. Однако именно Москва – а точнее, планы действий против «страшного и опасного русского медведя» – являются центральным элементом «европейской» части внешнеполитических амбиций Соединенного Королевства. Так, в доктрине указано, что «НАТО останется основой коллективной безопасности в нашем домашнем евроатлантическом регионе, где Россия представляет собою наиболее серьезную угрозу нашей безопасности».


С НАТО все понятно. В отличие от ряда европейских стран, Британии альянс нужен куда больше, чем она ему. После выхода из Евросоюза НАТО остается чуть ли не единственным реальным общеевропейским институтом в области внешней политики и безопасности, где Лондон играет одну из ключевых ролей. Хотя бы потому, что из всех европейских вооруженных сил у британцев одна из наиболее сильных и боеспособных армий. И именно через НАТО Британия может хотя бы частично управлять делами континентальной Европы, направляя ее развитие в нужное Лондону направление.


Вроде бы как к фразам «Россия представляет собой наиболее серьезную угрозу нашей безопасности» тоже не должно уже быть вопросов – налицо стандартная европейская мантра, которая должна консолидировать Евросоюз. Однако еще можно понять, когда ее произносят прибалтийские страны (считавшие себя оккупированными СССР), Польша (у которой Москва забрала Западную Украину и Западную Белоруссию) и даже Германия, чью столицу дважды (в 1760 и 1945 году) брали русские войска.


Однако чего бояться Лондону, откуда взялись разговоры о том, что из России исходит самая серьезная «прямая военная угроза» Британии? Последний раз те, кого можно считать «русскими агентами», стремились взять власть на Туманном Альбионе примерно тысячу лет назад – Эдуард Изгнанник, почти 18 лет проживший при дворе Ярослава Мудрого, в 1057 году прибыл в Англию, чтобы стать наследником престола, но неожиданно быстро скончался. Точно известно лишь то, что не от «Новичка» – ведь тогда не было британских таблоидов, способных внедрить эту мысль в головы добропорядочных англичан.


Вряд ли британцы это помнят. Наверняка не помнят они и об угрозе Хрущева нанести ядерный удар по Великобритании в случае продолжения последней военной операции против Египта (речь о Суэцком кризисе 1956 года).


В американский кильватер

Тогда зачем английским властям на фоне реальных угроз – со стороны, например, исламского терроризма – обманывать население мифами о «наиболее серьезной угрозе из России»?


Потому что только такая угроза – от реальной, мощной в военном плане державы – может стать основанием для резкого роста военно-политических расходов Соединенного Королевства и полноценного использования НАТО для контроля за Европой. В доктрине прописано, что Соединенное Королевство «останется главным европейским союзником в НАТО и будет работать с союзниками для сдерживания ядерной, конвенциональной и гибридной угроз нашей безопасности, особенно со стороны России».


И для этого британцы анонсировали рост ядерного арсенала почти на 40%, до 260 боеголовок (на что будет потрачено примерно 10 млрд фунтов стерлингов). Да, после этого страна все равно останется на четвертом месте в ядерном клубе (после США, России и Китая), однако демонстративная готовность потратить такие деньги на оборону докажет Вашингтону целесообразность дальнейших политических инвестиций в Лондон как в ключевого военно-политического союзника на территории Европы.


На территории Европы – а также на пространстве вокруг Европы. И тут на помощь британцам приходит пресловутая российская угроза. В докладе написано, что «Россия будет более активно действовать на пространстве стран-соседей» Старого Света. И Британия заявила, что намерена «защищать от русских» не только саму Европу, но и эти страны (не входящие, напомним, в НАТО). «Мы поддержим наших (натовских) соседей в Восточной Европе, а также страны за пределами этого региона и поможем им защититься от государственных угроз. В частности, речь идет об Украине, где мы продолжим укреплять вооруженные силы этой страны», – говорится в вышедшем британском докладе.


Вероятно, в рамках этой инициативы помощь Лондона Киеву не ограничится лишь инвестициями в украинскую армию – Великобритания попытается (с подачи самой Украины, заинтересованной в таком шаге) влезть в нормандский формат и, потеснив Францию и Германию, стать частью процесса мирного урегулирования украинского вопроса.


То есть подменить европейские интересы в этом вопросе (которые защищают Париж и Берлин) подлинно трансатлантическими.


А эти интересы различаются кардинально. Если Европа заинтересована в прекращении или замораживании конфликта, то Британия и США заточены на разжигание. Британцы – в рамках своей традиционной, многовековой политики по ослаблению континентальной Европы, а американцы – в рамках своей политики по сдерживанию России на всех фронтах.


Британские власти понимают, что, встроив свою внешнеполитическую доктрину в кильватер американской, им будет проще и дешевле добиться лидерства как минимум на европейском пространстве.


А где же Китай?

Правда, здесь есть один тонкий момент. Внешнеполитические доктрины США и Великобритании расходятся вопросу о месте России и Китая в ранжире врагов.


Американцы называют своим главным врагом именно Китай, тогда как Россия в Вашингтоне позиционируется как какая-то назойливая держава, способная испортить американцам жизнь, но при этом не имеющая ни идеологических, ни экономических, ни даже политических ресурсов, чтобы как-то оспорить американский миропорядок. Которую сдерживают лишь потому, что плохо к ней относятся. Британцы же (ранее хваставшие, что, в отличие от заключивших торговые соглашения с КНР континентальных европейцев, готовы сопротивляться китайской экспансии), позиционируют в доктрине Пекин как «системного конкурента», а Россию – как главного врага.


Да, пока это различие не играет особой роли (сдерживать будут и Москву, и Пекин). Однако если в Вашингтоне наконец-то прислушаются к советам умных американских политологов и поймут, что нельзя одновременно сдерживать Россию и Китай, что это одновременное сдерживание лишь толкает Москву к Пекину и усиливает последний, то подход США может измениться. А вот сможет ли Британия подстроиться под это изменение?





Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.