Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Сверхзвуковой «Стриж»: как в России продвигается создание нового лайнера

Сверхзвуковой «Стриж»: как в России продвигается создание нового лайнера

Сверхзвуковой «Стриж»: как в России продвигается создание нового лайнера

13 мая '20




Сверхзвуковой «Стриж»: как в России продвигается создание нового лайнера

В России сформировано техническое предложение на демонстратор перспективного сверхзвукового гражданского самолёта (СГС) «Стриж». Об этом в интервью РИА Новости заявил генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кирилл Сыпало.


По его словам, российские инженеры уже определили параметры и облик двигателя для сверхзвукового гражданского самолёта. Ранее на эту тему высказывалось руководство «Объединённой двигателестроительной корпорации» (ОДК).


К 2024 году российские учёные планируют разработать газогенератор для двигателя СГС. Он будет представлять собой важнейший элемент нового силового агрегата. Конструктивно газогенератор состоит из осевого или центробежного компрессора, камеры сгорания и газовой турбины.


Сыпало в целом с оптимизмом смотрит на перспективы развития сегмента гражданской сверхзвуковой авиации. По его мнению, у России есть реальный шанс выбиться в мировые лидеры. Тем более, в посткоронавирусную эпоху, как рассуждает глава ЦАГИ, потребность в скоростных бизнес-авиаперевозках может возрасти.


В то же время Сыпало обращает внимание на ряд трудноразрешимых проблем. Прежде всего это гул, который издают двигатели самолёта при переходе и полёте на сверхзвуке. В авиационной отрасли этот эффект называет звуковым ударом. На практике он выражается в том, что в человеческом ухе происходит неприятный хлопок как будто рядом произошёл взрыв. Также в домах могут дребезжать стёкла, осыпаться штукатурка


В связи с этим в ряде стран (в частности, в США, Канаде и Великобритании) введён прямой запрет на полёты над населёнными пунктами аппаратов, чья скорость выше 1 Маха. В свою очередь Международная организация гражданской авиации (ICAO) установила, что мощность звукового удара не должна превышать громкости хлопка при закрытии двери автомобиля.


Это чрезвычайно жёсткое требование, которое пока что рубит на корню труд конструкторов всего мира в области гражданского сверхзвука. Также инженеры ещё не изобрели способ снижения шумности СГС в районе аэропорта на взлётно-посадочных режимах.


Для сверхзвукового самолёта требуются нестандартная аэродинамическая схема и самое главное — принципиально новые двигатели, укладывающиеся в нормативы шумности. Кроме того, силовые агрегаты должны «уметь» преодолевать тысячи километров на сверхзвуке.


Сейчас такими возможностями не обладают даже военные самолёты. Например, истребители отечественных ВКС и стратегический ракетоносец Ту-160 способны лететь в сверхзвуковом режиме непродолжительное количество времени. Как правило, речь идёт о нескольких минутах, максимум — 40-45 минутах. Сверхзвук позволяет уйти от преследования или наоборот резко сблизиться с противником на расстояние, необходимое для удара


Для перехода на сверхзвук почти все самолёты входят в режим форсажа, предполагающим огромный расход топлива. Полёты на сверхзвуке в бесфорсажном режиме могут осуществлять только самолёты, относящиеся к пятому поколению, причём далеко не все. Сверхзвук по-прежнему остаётся экзотикой для военной авиации, а гражданская отрасль уже давно практически смирилась с дозвуковыми скоростями.


Безусловно, у человечества есть опыт эксплуатации СГС в виде англо-французского Concorde и советского Ту-144. Однако данные проекты оказались нежизнеспособными, так как не вписывались в требования коммерческой эксплуатации.


Обе машины были чрезвычайно прожорливыми, громкими и прихотливыми в эксплуатации. Полёты на Concorde и Ту-144 были роскошью, доступной только очень состоятельным гражданам. По большому счёту европейский и советский СГС являлись имиджевыми проектами, слабо ориентированными на массовый рынок, где правит бал экономичность, а не время полёта.


По мнению специалистов, гражданский сверхзвук востребован главным образом в сегменте премиальной авиации. Сверхзвуковые машины будут пользоваться спросом у топ-чиновников и миллиардеров из западных государств и стран Персидского залива, то есть категории потребителей, для которых скорость полёта намного важнее денег. Именно такой самолёт создаётся в ЦАГИ в кооперации с другими отечественными предприятиями.


Однако наряду с этим в России были запущены другие проекты в сфере гражданского сверхзвука, что вызывает определённые вопросы из-за их очевидной нецелесообразности. Так, Минпромторг собирается профинансировать работы по СГС на 16—19 мест, а ПАО «Туполев» готово создать сверхзвуковой лайнер вместимостью порядка 30 пассажиров на основе военных самолётов Ту-160 или Ту-22.


Скорее всего, точкой отчёта этой вакханалии стало заявление президента РФ Владимира Путина о том, что Россия смогла бы создать гражданский лайнер на базе гигантского Ту-160. Впервые глава государства озвучил эту идею в январе 2018 года при посещении Казанского авиационного завода, а в феврале 2019 года он её вновь повторил.


Кто вложил в голову президенту такую мысль, неизвестно, но у инженеров она вызвала, мягко говоря, лёгкое недоумение. Профессионалы воздержались от публичной критики проекта, анонсированного Путиным, однако в итоге, видимо, донесли свой трезвый взгляд до руководства страны.


В сентябре прошлого года в интервью «Ведомостям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что Ту-160 не будет использоваться в качестве базы для сверхзвукового пассажирского самолёта.


Он обратил внимание на очевидные даже авиалюбителю факторы, объективно препятствующие какому-либо переоборудованию стратегического бомбардировщика в гражданскую машину: массогабаритные характеристики самолёта и полная неприспособленность «Белого лебедя» к реалиям рынка.


«Если вы переделаете Ту-160 в гражданский лайнер, то получите, условно, советский Ту-144 (первый сверхзвуковой гражданский лайнер в мире, снятый с производства из-за неэффективности — ред.). И наконец, Ту-160 — это огромная машина, с учётом стоящих задач такая не нужна», — сказал Мантуров


Тем не менее, деньги на научно-исследовательские программы в сфере гражданского сверхзвука уже были потрачены. По данным Минпромторга, в 2017-2019 годы на эти цели государство направило 1,4 миллиарда рублей. Сколько получил «Туполев» на априори бесперспективные проекты по разработке гражданских модификаций Ту-160 и Ту-22, ведомство не отчиталось, но, учитывая заявления Путина, можно предположить, что немало.


На текущий момент именно «Стриж» (с учётом его вместимости и ориентации на VIP-сегмент) представляется наиболее адекватным вариантом первого российского сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения. Однако эти работы потребуют привлечения огромного количества ресурсов, и потому необходимо прекратить раздавать государственные средства на откровенно нежизнеспособные проекты, сосредоточившись на одном.





Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.