28 апреля '20
Идущий под охраной ВМФ России трубоукладчик «Академик Черский», петляя как заяц и анонсируя ложные маршруты, следует на Балтику достраивать «Северный поток — 2». Но будет ли иметь конечный смысл эта беспрецедентная для мирного времени конвойная операция, если Россия и Европа позволяют США использовать внеэкономические меры для устранения честной конкуренции?
Единственное не боящееся американских санкций судно, способное достроить уже готовый на 93% газопровод «Северный поток – 2» (до завершения строительства осталось уложить около 160 километров газопровода, в основном в датских водах), продолжает играть в кошки-мышки с американскими «партнёрами» и их вассалами, тролля их по-чёрному.
Принадлежащий «Газпрому» трубоукладчик «Академик Черский», согласно данным порталов отслеживания судов Marine Traffic и Myshiptracking, следует через Ла-Манш. И, конечно, не в шотландский Абердин, как заявлялось раньше, и не в российскую… Находку, откуда началась его эпопея, а прямиком на Балтику. С учётом скорости судна в восемь узлов ожидаемое время его прибытия для дооснащения в Калининград – 2 мая.
С чувством юмора у русских моряков, как видим, всё в порядке. Ведь повернуть назад после столь долгой дороги означало бы не только превращение в посмешище всего мира, но и капитуляцию перед США, делающими всё для того, чтобы «похоронить» крупнейший российско-европейский энергетический проект, в который было уже вложено столько средств.
10 февраля трубоукладчик, от которого зависит, будет или не будет достроен «Северный поток – 2», покинул порт Находка на Дальнем Востоке и отправился в сторону Сингапура, куда должен был прийти 22 февраля. Однако в пути маршрут был изменен на Шри-Ланку. Оттуда судно должно было идти к Красному морю – на город-порт Суэц. Но маршрут следования был снова изменён – на порт Мапуту в Мозамбике для того, чтобы оказаться вместо него у берегов ЮАР, а затем – чтобы обогнуть Африку и прибыть в испанский Лас-Пальмас (Канарские острова). Там «Академик Черский» объявил, что отправляется в… Средиземное море, египетский Порт-Саид, куда должен был прийти 30 апреля.
Это объявление вызвало глубочайшее изумление у всех, кто следил за его маршрутом. Ведь сие означало бы, что судно… не придёт на Балтику, где с ним связано столько надежд, а возвращается обратно, на Дальний Восток, просто более коротким путём. Однако трубоукладчик, естественно, проигнорировал Гибралтарский пролив, который до сих пор контролируется англичанами, предпринимающими там иногда пиратские акции (последний пример – захват британским спецназом танкера Grace 1 летом 2019 года, перевозившего иранскую нефть в Сирию в обход западных санкций), и отправился на север, якобы в Абердин, то есть… в Британию.
Прямо в пасть ближайшего союзника США, которые пытаются любыми способами похоронить «Северный поток – 2», чтобы подсадить Европу на свой дорогой, лишающий европейские экономики конкурентоспособности и политически ущербный сжиженный газ.
Было понятно с самого начала, что в Абердин трубоукладчик не пойдёт, тем более что он следует не один, о чём чуть позже. И вот уже, проходя Ла-Манш, «Академик Черский» объявил, что идёт не в Абердин, а в… Находку, направляясь от неё в противоположную сторону, если не решил поставить рекорд для судна такого класса, вернувшись обратно через Северный Ледовитый океан. «Академику Черскому» останется теперь преодолеть лишь узкие датские проливы, и он – на Балтике. Не будем удивляться поэтому, если судно в следующий раз объявит, что следует в Мурманск, на Шпицберген или в какое-нибудь другое экзотическое местечко, ибо это уже традиция.
Зачем вся эта мистика и конспирация, можно сказать, военная хитрость, если «Академик Черский» на всём своём долгом пути эскортируется кораблями ВМФ России?
В Москве сомневаются, что даже это может не уберечь от захвата, нападений и диверсий, инсценировок столкновений в узких акваториях дефицитное судно? Или просто не желают «подставлять» под американский гнев страны, где трубоукладчик делал остановки и пополнял запасы на своём пути? Или же это просто желание поиздеваться над «партнёрами? Скорее, второе и третье.
Трудно сказать, что сопровождало «Академика Черского» под водой – одна, две, три подлодки, однако на поверхности эскорт у него был всегда. До Шри-Ланки трубоукладчик шёл под охраной большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов», который передал судно сторожевому кораблю Балтийского флота «Ярослав Мудрый», при котором находилось судно обеспечения танкер «Ельня». С 22 апреля в Атлантике к ним присоединился океанский спасательный буксир Северного флота «Николай Чикер». У пролива Ла-Манш трубоукладчика дожидался новейший средний морской танкер «Академик Пашин».
Таким образом, уникальная российская конвойная операция уже через несколько дней должна завершиться успехом. Вряд ли стоит сомневаться и в том, что «Северный поток – 2» будет достроен – в конце нынешнего года или в начале следующего. Это неоднократно подчёркивали и президент России Владимир Путин, и министр энергетики Александр Новак, и руководство «Газпрома». Немецкие власти, главные европейские бенефициары данного проекта, также в этом не сомневаются. Но – давайте не будем обманываться – потому, что все основные издержки американских санкций, заставивших бросить проект задействованные на нём иностранные суда, взяла на себя Россия.
Однако не получится ли так, что будучи, несмотря на американские козни и жертвы России, построенным, «Северный поток – 2»… не будет использоваться? Потому что из США уже прозвучали угрозы подвергнуть западных инвесторов и компании, которые намерены покупать поставляемый по нему российский газ, санкциям. О таком намерении Палаты представителей и Сената Конгресса США сообщила со ссылкой на американские дипломатические источники орган деловых кругов ФРГ газета Handelsblatt.
Это касается, прежде всего, пяти европейских партнёров «Газпрома» в рамках данного проекта – французской Engie, австрийской OMV, британской Shell и немецких компаний Uniper и Wintershall. А в перспективе – всех потребителей российского газа в Европе. Если привыкшие плевать на других американцы возьмутся за это дело всерьёз, а им придётся, то попытки европейцев «оправдаться», прибегнуть к посредническим услугам каких-то левых компаний, разумеется, не пройдут.
В похожем случае с Ираном, например, американские угрозы вполне сработали: затронутые ими страны и компании, оказавшись перед перспективой потерять завидный американский рынок и стать объектом мстительности Вашингтона, предпочли, поворчав и повозмущавшись, уступить. И введённые произвольно американские санкции дисциплинированно соблюдают, несмотря на угрозы Ирана окончательно выйти из многосторонней ядерной сделки, снятие санкций было частью которой.
Единственный способ отбиться заключается в том, что группа ведущих европейских стран объявляет о зеркальных ответных мерах, грозит Вашингтону отказом от союзнических отношений, потребует от американцев, если они позволяют себе такое (запрещать европейцам покупать газ, у кого они хотят, и навязывать взамен свой), убрать их войска из Европы и т.д.
Очень сомнительно, однако, что трусливые европейские страны, до недавнего времени молившиеся на США, привыкшие к американскому военному зонтику и надеющиеся всё-таки на скорый уход ярого протекциониста президента Дональда Трампа, на это решатся – на настоящую и жёсткую торговую и санкционную войну. Да и надвигающийся мировой экономический и финансовый кризис, когда пострадавшим экономикам потребуется меньше энергоносителей, это не время для дополнительных резких телодвижений. Своя рубашка была всегда для Запада ближе к телу, чем проблемы «неправильного поставщика» «Газпрома» и в целом такой же «неправильной» России, которую западные «партнёры» всегда предавали.
Поэтому не будем исключать и того, что захватывающее, почти кругосветное плавание «Академика Черского» и его эскорта может всё-таки завершиться, как и у практически проделавшей за век до этого почти такой же – хотя и в обратном направлении – путь 2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Зиновия Рожественского, своей Цусимой. На этот раз энергетической.