Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » Получится ли сделать из «Арматы» настоящего боевого робота

Получится ли сделать из «Арматы» настоящего боевого робота

Получится ли сделать из «Арматы» настоящего боевого робота

23 июня '18




Получится ли сделать из «Арматы» настоящего боевого робота

Сообщения о планах создания беспилотного танка на базе новейшей «Арматы» совпали с публикацией материалов об испытаниях в Сирии куда более примитивных боевых роботов. И результаты эти, мягко говоря, не утешают. Какие препятствия стоят на пути создания сухопутных боевых роботов и можно ли превратить в такой аппарат перспективный российский танк?


На этой неделе вновь были озвучены планы создания российского беспилотного танка на базе «Арматы». Разрабатываемый танк-беспилотник получил название «Тачанка Б». В феврале гендиректор Уралвагонзавода Александр Потапов говорил о том, что не исключает создания беспилотной версии боевой платформы Т-14 «Армата».


Собственно, такие заявления из уст руководства УВЗ звучат давно. «Мы рассматриваем также варианты использования в перспективе «Арматы» как дистанционно управляемой машины, – говорил более двух лет назад в интервью «Эху Москвы» замдиректора УВЗ Вячеслав Халитов. – То есть, это безэкипажная машина, внутри нет экипажа, есть оператор, который дистанционно управляет несколькими машинами на определенной дальности, к примеру, от 3 до 5 километров».


«По большому счету, даже те машины, которые проезжали по Красной площади, можно сделать беспилотными, то есть роботами», – обещал еще в 2016 году тогдашний гендиректор УВЗ Олег Сиенко. Планы амбициозные, учитывая то, что безэкипажных танков пока нет на вооружении ни одной страны мира, в том числе у наших потенциальных противников во главе с США. Однако в реальности сроки «выхода в серию» и поставок в армию не сложных в исполнении беспилотных «Тачанок», а обычных пилотируемых танков Т-14 «Армата» постоянно сдвигаются.


Восемь лет назад, еще в бытность министром Анатолия Сердюкова, Минобороны заявило: серийное производство «Армат» начнется в 2015-м, а до 2020 года армия получит ни много ни мало 2300 этих перспективных машин.


В апреле 2016 года тогдашний замминистра обороны Юрий Борисов (ныне сменивший Дмитрия Рогозина на посту вице-премьера – куратора «оборонки») сообщил о подписании контракта с Уралвагонзаводом на поставку ста «Армат». Контракт, заметим, был подписан еще за два года до этого, о чем сообщил Халитов. Тогдашний гендиректор УВЗ Олег Сиенко обещал: «Армата» пойдет в серийное производство в 2017 году. А не позднее нынешнего года первую партию танков должны были передать в Вооруженные силы, о чем говорил тот же Халитов.


Сиенко ушел с поста гендиректора УВЗ в том же 2017 году, когда было анонсированы так и не состоявшиеся поставки. Срок передачи первой партии отодвинули до 2020-го. О двух тысячах машин, как можно заметить, речи уже не идет.


У заказчика, то есть у военного ведомства, были замечания к уже имеющимся образцам – пояснил Юрий Борисов. Кроме того, вопреки прежним заверениям УВЗ о том, что «кризис не помешает», санкции, к сожалению, внесли помехи. Изначально предполагалось использование импортных агрегатов, однако пришлось проводить дополнительные мероприятия по импортозамещению.


Отметим, что одновременно с известием о проекте «Тачанка-Б» стало известно о претензиях Минобороны к машине, которую можно считать уменьшенным и упрощенным прототипом беспилотной «Арматы». Выявлен ряд серьезных недостатков по итогам применения в Сирии боевого многофункционального робота «Уран-9», производства компании «766 УПТК». Эксперты Минобороны обнаружили недостатки в управлении, подвижности, огневой мощи, разведывательных и наблюдательных функциях робота. Специалисты, например, считают большим недостатком «Урана» неспособность вести стрельбу в движении. Робот оказался не способен вести разведку и определять цели на расстоянии более 2 километров.


Доработки предстоят серьезные. Но и сама боевая беспилотная машина – сложная система, куда сложнее, чем высокотехнологичные гражданские аналоги (такие, как например, беспилотный автобус «КамАЗа»). Поэтому от производителей хотелось бы услышать реалистические, а не шапкозакидательские оценки сроков «выхода в свет» таких машин. И, возвращаясь к тому, что было сказано выше, возникает вопрос: не торопятся ли производители отчитаться о разработке беспилотного оружия будущего, в то время как многие «человеческие» проекты пока зависли или не доработаны?


«Собственно, сама идея беспилотного танка не нова – все эти наработки были еще накануне Второй мировой войны и у нас, и у англичан, и у американцев, и у немцев. И все это закончилось по большому счету ничем, – сказал газете ВЗГЛЯД директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – За последние 20 лет зарекомендовали себя беспилотные летательные аппараты, началась сильная мода на другую робототехнику: подводную, надводную. В том числе, и эти, назовем их так, безэкипажные танки и так далее. Их, как известно, даже на парадах показывали».


Но, как полагает источник газеты ВЗГЛЯД, близкий к Минобороны, «шуму много, а выхлоп, мягко говоря, не очень большой». «Наработки есть, но чтобы это стала не поделка, не игрушка, а реальная боевая машина – к сожалению, технологии еще не готовы, не готовы каналы управления», – подчеркивает источник. По оценке специалистов, на протяжении как минимум следующих 10-15 лет боевые сухопутные роботы не смогут применяться в общевойсковом бою.


«Их можно обмануть, «убить». К тем же выводам пришли американцы», – подчеркивает источник. Поэтому, делает вывод он, большинство танков в конфликтах ближайшего будущего будут экипажными.


Применение «обычных» танков в современных войнах – то, от чего не деться, указывает, в свою очередь, Руслан Пухов. Вопреки мнению теоретиков, танк не отжил свое – это показал и Ирак, и нынешние конфликты в Сирии и Йемене. «Другое дело, что требуются машины, «заточенные» под бои в городе, и прикрытые от средств поражения, которые сейчас очень доступны – начиная от «Джавелинов», заканчивая дешевыми РПГ советской разработки, выпускаемыми в Болгарии и в Сербии», – указывает военный эксперт. «Я бы так переформулировал: очень часто люди спорят, «что лучше, твердое или теплое». Точно такой же и спор: что лучше, «Армата» экипажная или безэкипажная», – подчеркивает Пухов. Российская армия, в любом случае, нуждается в боевой платформе нового поколения.


Которую она до сих пор не получила, несмотря на многочисленные анонсы и обещания. «Не одна «Армата» по срокам «сдвигается и передвигается», – отмечает источник, близкий к Минобороны. – Точно так же и самолет пятого поколения «сдвигается и передвигается». Так, откладывается серийное производство истребителя 5-го поколения Су-57. Из-за проблем с разработкой зависло принятие на вооружение БМП нового поколения «Курганец-25».


«Проще найти что не сдвигается и не передвигается, – отмечает источник. –


Это свойство большинства сложных высокотехнологичных программ. Сроки идут вправо, цена – вверх.


И это не беда Уралвагонзавода или другого производителя. Во всем мире, особенно с кораблями, изначально закладывается нереалистично низкая цена на оружие. Потому что изначально показать обществу, сколько стоит это корыто, его никто покупать не будет. Вполне возможно точно так же с «Арматой» получалось». «Армата», безусловно, не «корыто», а техника, которую называют «даже слишком крутой» в сравнении с американским Abrams. Но хотелось бы уже увидеть эту технику не на картинке (пусть и телевизионной), а «в строю».





Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.