Привет, Гость!
Навигация
Голосование
Ваши политические взгляды
Правые
Левые
Центристские
Другое

» » «Консервный ключ» для подлодок НАТО

«Консервный ключ» для подлодок НАТО

«Консервный ключ» для подлодок НАТО

06 февраля '17




«Консервный ключ» для подлодок НАТО

02.02.2017, ТРК «Звезда».


Впечатлительные американцы сразу прозвали этот самолет «убийца подлодок» (Killer submarines) и оказались недалеки от истины. Модернизированный самолет  действительно предназначен для охоты на подводные лодки противника, однако его потенциал гораздо шире. Благодаря новой поисково-прицельной системе «Новелла-П-38» возможности этого самолета значительно шире. Он способен обнаруживать как подводные, так и надводные цели, а также воздушные. И эффективно уничтожать их.


Этот «старичок» в модификации Ил-38, разработанный на базе пассажирского Ил-18В, выпускался с 1967 по 1972 год, всего было построено 65 таких противолодочных самолетов. Почти 50 лет в строю – срок службы немалый и, казалось, можно отправлять эти машины на металлолом или в музей. Ан нет. Самолет, помимо начинки, обладает очень надежным планером, за все время эксплуатации с ним произошло всего два летных происшествия – в обеих случай сработал человеческий фактор, ошибка пилотов. И сейчас, после модернизации, Ил-38Н предстал совершенно в ином качестве, а срок его службы продлен еще как минимум на 10-15 лет.


Изначально Ил-38 предназначался для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подлодок, проведения морской разведки и поисково-спасательных операций, а также постановки минных заграждений. Этот самолет даже на значительном удалении от берегов стран из стана потенциального противника вызывал панику и трепет. Японцы так вообще откровенно истерили, когда Ил-38 появлялся в районе, где они проводили совместные с США военно-морские маневры.


Знали – этот русский засечет не только все надводные корабли, но и нащупает подводные лодки на максимальной глубине. В декабре 2010 года именно присутствие в небе российских противолодочных самолетов сорвали американо-японские учения, которые были прекращены из-за опасения, что сверхсекретная информация, частоты радаров, может быть перехвачена. Выполняющие «плановые полеты» Ил-38 тогда не нарушали международные правила использования воздушного пространства, но и этого было достаточно, чтобы напугать флот не самых дружественных государств.


Сейчас, после модернизации, боевые возможности Ил-38Н увеличились в четыре раза – он заменяет в небе сразу четыре противолодочных самолета предыдущего поколения. И задач выполняет многократно больше, в том числе связанных с уничтожением обнаруженных целей. Экипаж состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.


Внешние отличия самолета не столь значительны, но всё же бросаются в глаза. Помимо «модного» цвета фюзеляжа, который сейчас темно-серый и желтых цифр бортового номера, Ил-38 получил и новое навесное оборудование. Это система РТР (радиотехническая разведка) в контейнере над фюзеляжем. Не афишируется, но вероятно, что посредством нее самолет будет поддерживать контакт со спутниковой системой РТР «Лиана». Под носовой частью фюзеляжа в сферическом контейнере расположилась теплотелевизионная обзорно-поисковая система. Но самое интересное, естественно, во внутренней электронной начинке и вооружении.


Ил-38Н оборудован поисково-прицельной системой «Новелла-П-38», позволяющей обнаруживать самолеты и вертолеты на расстоянии до 90 километров, а надводные цели – до 320 километров. Система может одновременно удерживать в поле зрения более 30 целей над и под водой. Он вооружен крылатыми ракетами, противолодочными торпедами и глубинными ориентирными бомбами, способен нести полезную нагрузку до 9 тонн. В конструкции самолета, диаметр корпуса которого 3,5 метра, можно разместить даже ракеты воздушного базирования «Калибр-А» с дальностью полета до 5 тысяч километров.


Модификация Ил-38Н не ограничивается наличием новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», самолет имеет и ряд другого радиоэлектронного оборудования. Все элементы комплекса электроники связаны при помощи специальных шин, позволяющих изменять состав оборудования в зависимости от специфики выполняемых задач. Характеристики самого самолета и установленной на нем аппаратуры позволяют вести продолжительное патрулирование в заданном районе, производить поиск целей и передавать информацию о них другим самолетам или кораблям. Ил-38Н способен и самостоятельно атаковать подлодки, а при наличии на борту противокорабельных ракет и надводные объекты противника.


«Консервный ключ» для подлодок НАТО


Ил-38Н не уступает, а по некоторым характеристикам и превосходит аналог современного противолодочного самолета P-8 Poseidon, эксплуатация которого началась с конца 2013 года. Также российский самолет может использоваться в качестве патрульного в составе радиоэлектронной разведки.


Справка:


Проект Ил-38Н разрабатывался с конца девяностых годов прошлого века. В начале двухтысячных начались его испытания, но они тогда затянулись на несколько лет. Прерогатива в производстве была отдана проекту Ил-38SD, которые модернизировались для нужд ВМС Индии – всего было переоборудовано шесть таких самолетов. Первый обновленный Ил-38Н появился на вооружении авиации ВМФ России лишь в 2014 году. За минувшее время было модернизировано семь самолетов, которые сейчас базируются на авиабазах Тихоокеанского флота в Приморском крае и на Камчатке. До 2020 года планируется отремонтировать и модернизировать 28 самолетов Ил-38Н, что позволит обеспечить противолодочную оборону на всех флотах России. Всего на вооружении сейчас находится около 50 самолетов Ил-38.


Из последних – 31 января 2017 года Ил-38Н был передан на торжественной церемонии на аэродроме ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском командованию авиации ВМФ. Как и все предыдущие модернизированные самолеты этой серии, он стал «именным» и был назван в честь генерал-полковника Виктора Потапова, который командовал авиацией ВМФ в 1988-1994 годах. В 1967-1971 годах он был командиром первого отдельного противолодочного полка авиации Северного флота, оснащенного самолетами Ил-38 и руководил вводом этих машин в боевой состав морской авиации.


Первый из модернизированных Ил-38Н с бортовым номером «19 желтый» был назван в честь Радия Петровича Папковского – конструктора фирмы «Ильюшин», который внес большой вклад в создание этих противолодочных самолетов. К слову, цвет номера (бывают красные, голубые и желтые) указывает лишь на принадлежность самолета к части и определяется приказом командира соединения, а сам номер – к подразделению.


Автор: Виктор Сокирко





Также смотрите: 





Похожие новости:
Добавить коментарий
Коментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.