25 сентября '16
Украина отмечает День Машиностроителя. По недосмотру он пока совпадает с российским, в этом году — 25 сентября.
«Машиностроение является одной из ключевых отраслей промышленности, от которой зависит обороноспособность и благосостояние нашего государства. Благодаря совместным усилиям ученых, конструкторов и инженеров, которые используют свои знания и умения, Украина получает высокотехнологичную продукцию, которая обеспечивает улучшение жизни граждан и укрепляет позиции страны на мировых рынках», — не смог остаться в стороне Петр Порошенко.
Эти пафосные слова произносятся на фоне закрытия Харьковского тракторного и «Антонова». «МоторСич», делавшая вертолетные двигатели, перешла на выпуск санок и мясорубок.
Впрочем, Порошенко не стал углубляться в историю и сравнивать роль машиностроения в экономике страны в 1991 и 2016 годах, а только выразил уверенность в том, что «преданность делу, настойчивость, высокий профессиональный уровень отечественных машиностроителей будут способствовать увеличению объемов производства и дальнейшему развитию современной техники».
Напомним и мы. Во времена СССР машиностроение Украины был одним из локомотивов экономики Украинской ССР, наряду с металлургией, химпромом и сельским хозяйством. К 1990 году удельный вес машиностроения составлял 30,5% промышленного производства республики.
Можно вспомнить и то, что одним из аргументов «самостийщиков» был лозунг превращения Украины в великую машиностроительную державу.
В 2016 году доля машиностроения в промышленном производстве в три раза ниже, чем в 1990-м, а следует учитывать, что и сам объем промпроизводства упал в разы.
По оценке экономиста Александра Охрименко, при темпах падения последних трех лет к 2020 году доля машиностроения сократится до 1–2%, а «локомотивом» экономики страны в промышленности останется пищевая с 40%. Точнее даже — первичная обработка сельхозпродукции. И, повторим еще раз, при том, что ВВП останется далеко ниже уровня 1990 года.