О зрелости промышленного предприятия с точки зрения корпоративной автоматизации до недавнего времени можно было судить по наличию или отсутствию в нем ERP-системы (Enterprise Resource Planning) Но сегодня внимание компаний все чаще фокусируется на Enterprise Content Management, способных работать с неструктурированными данными. В информатизации промышленных холдингов наступил переломный момент, когда важными становятся не только вопросы стандартизации и учета, но и контроль эффективности и прозрачности применения значимых для бизнеса сведений.В отличие от своих предшественников, используемых для планирования исключительно ресурсов производства, Enterprise Resources Planning занимаются планированием всех ресурсов предприятия, поддерживая средства поддержки принятия решений, управление финансами и персоналом и т.п.
Однако функционал ERP, нацеленный на выполнение четко формализованных процедур, высокую скорость одновременного создания документов и справочной информации сотнями пользователей, не распространяется на неструктурированные сведения. Между тем количество неструктурированной информации в организациях составляет примерно 3/4 от всего объема данных. Именно информация сегодня приобретает ключевое значение в вопросах не только управления предприятием, но и контроля над его деятельностью.
Промышленными холдингами сегодня оказываются востребованы решения, которые в состоянии существенно дополнить Enterprise Resource Planning, поскольку действие систем этого класса, как уже было отмечено, не затрагивает слабоструктурированной и неструктурированной информации.
Фокус внимания бизнеса смещается в сторону систем ECM – Enterprise Content Management. Они помогают получать, консолидировать и анализировать информацию из различных филиалов и подразделений. Речь идет, в частности, об оперативном управлении и контроле над финансами в условиях, когда несколько компаний с различными сферами деятельности объединены под общим управлением.
ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (ОАО «СУЭК») – крупнейшее в России угольное объединение, входящее в десятку лидеров мирового угольного рынка. Компания представляет собой территориально распределенную структуру, насчитывающую 70 дочерних обществ, расположенных в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Иркутской, Читинской и Кемеровской областях, в Бурятии и Хакасии. Значительное количество ежедневных отгрузок приводит к соответствующему объему бухгалтерских проводок и первичных бухгалтерских документов. Необходимость периодического формирования ответов на запросы Федеральной налоговой службы при проведении различных проверок привела к тому, что бухгалтерия ОАО «СУЭК» вынуждена была решать проблемы быстрого получения заверенных копий первичных бухгалтерских документов. Также перед холдингом стояла задача, чтобы все территориально удаленные предприятия могли поддерживать общие учетные процессы и вести общий бухгалтерский учет, обеспечивая таким образом финансовую прозрачность. Организация электронного архива для хранения бухгалтерско-финансовой документации позволила повысить эффективность управленческой деятельности благодаря четкой стандартизации учетных процессов в рамках всего объединения, улучшению качества и сокращению сроков подготовки отчетных данных.
Электронный архив финансовых документов холдинга, построенный на базе системы САПЕРИОН, был интегрирован с SAP R/3 и более чем 30 версиями 1C. Развитием системы электронного архива стала централизация всех учетных процессов в общем центре обслуживания (ОЦО). Для всех компаний холдинга унифицированы процессы ввода, хранения и истребования копий документов.
Предприятиям необходимы инструменты, позволяющие четко и в режиме реального времени контролировать все составляющие корпоративного капитала, в том числе такие нефинансовые компоненты, как недвижимое имущество и интеллектуальная собственность. Значительную роль в управлении этими активами играет документационная поддержка, которую не в состоянии обеспечить ERP-системы. Даже если первичная информация из документов содержится в учетных системах, в любой момент может возникнуть необходимость предоставления самого документа – в бумажном или электронном виде. Именно поэтому для организации возможности постоянного учета, контроля и управления документацией на объекты недвижимого имущества в дочерних обществах ОАО «Газпром» было принято решение о создании территориально распределенной системы электронного архива. Проект реализован более чем в 60 дочерних обществах ОАО «Газпром». В результате созданы информационные ресурсы соответствующих фондов документации и организован информационный обмен электронными копиями документов между дочерними обществами и администрацией ОАО «Газпром».
Подобные проекты обладают большим потенциалом развития и интеграции с различными программными продуктами. Enterprise Content Management сегодня не является альтернативой современной информационной системе управления предприятием, но должна стать ее неотъемлемым дополнением.
Журнал Энергополис energypolis.ru
Также смотрите:
Похожие новости: