» » Физики из Китая создали прототип спутникового "квантового интернета"

Физики из Китая создали прототип спутникового "квантового интернета"

20 января '18

Физики из Китая создали прототип спутникового "квантового интернета"

Китайский квантовый спутник "Мо-Цзы" впервые передал реальные данные по защищенному каналу, связав австрийский Грац и китайский Синлун, между которыми 7,6 тысячи километров, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

"Для демонстрации работоспособности этой сети мы передали фото Мо-Цзы из Пекина в Вену и отправили обратно карточку Эрвина Шредингера. С помощью "Мо-Цзы" нам удалось показать, что мы можем конструировать межконтинентальные квантовые сети, а это открывает дорогу для создания глобального квантового интернета", — пишут Антон Цейлингер (Anton Zeilinger), руководитель Академии наук Австрии, и его коллеги.

В основе современных квантовых технологий лежит феномен квантовой запутанности. Это явление, в частности, играет важную роль в системах защищенной связи, которые полностью исключают возможность незаметной прослушки благодаря законам квантовой механики, запрещающим "клонирование" состояния частиц света. Сейчас системы квантовой связи разрабатываются в Европе, Китае и США.

В последние годы созданы десятки таких систем, узлы которых могут обмениваться данными на довольно больших расстояниях — до 200-300 километров. Но все попытки расширить эти сети до международного и межконтинентального уровня столкнулись с непреодолимыми трудностями, связанными с тем, что свет угасает при движении через оптоволокно.

Поэтому многие команды ученых задумались о переводе систем квантовой связи на космический уровень — через спутник, позволяющий восстанавливать или усиливать связь между запутанными фотонами. Первый аппарат такого рода — китайский спутник "Мо-цзы" — вывели на орбиту в августе 2016 года.

Прошлым летом китайские и австрийские ученые впервые смогли провести орбитальную "телепортацию", обменявшись квантовыми ключами для видеоконференции между Пекином и Грацем.

На этом их работа не остановилась, и сегодня, как отмечают Цейлингер и его коллеги, команда "Мо-цзы" объявила о создании первой двухсторонней межконтинентальной системы квантовой связи. Пока она состоит из четырех узлов — самого спутника, лаборатории в Граце и двух станций слежения в Синлуне и Наньшане.

Как показали первые опыты с этой квантовой сетью, сигнал передается в ней очень хорошо — его качество примерно на 20 порядков выше, чем при передаче пучков частиц света через оптическое волокно той же длины, что и расстояние между спутником и станциями слежения (около 1,2 тысячи километров).

Сейчас система связи, как отмечают исследователи, может работать в полностью космическом режиме: ключи вырабатывает и отправляет на узлы сам спутник, а не станции слежения. Это, с одной стороны, повышает надежность связи, но с другой — делает сам "Мо-цзы" целью для атак потенциальных хакеров.

Как отмечают ученые, число узлов в сети можно произвольным образом наращивать, что позволяет использовать спутники связи, аналогичные "Мо-цзы", для создания первой глобальной квантовой сети.

источник